« Обратно к выбору



1979

Пришествие Господне


Раб не готовый
«Если же раб тот скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.» (Лук. 12,45-46)


Господь Иисус Христос был весьма озабочен тем, чтобы у Его учеников сложились правильные понятия и отношения к Нему и Его второму пришествию. Мы слышали, с какой радостью Он высказывается о блаженстве Своих готовых рабов. В то же время Он строго говорит о тех, кто беспечно идет навстречу этому великому дню. Это последнее обстоятельство обыкновенно упускается из виду. Дети Божьи очень халатно относятся к Грядущему Господу.


В Ев. Луки 12, 37 Он высказывает великую радость о тех, кого Он найдет по сердцу Своему. Трапеза будет для них готова, и Он Сам препояшется и будет служить им! Это обетование Он подтверждает словом «аминь» («истинно говорю»).


Но с какой горечью Господь говорит далее о тех, кто не будет готов. Не милость Божья, а негодование Его ожидает их. Это показано в приведенных выше стихах эпиграфа.


Раб знает очень хорошо о предстоящем возвращении господина своего; знает и о том счастье, которое ожидает его в случае, если господин найдет его поступающим по воле Божьей; знает также и об участи беспечных и нерадивых рабов. Но вот что удивительно: ни то, ни другое не побуждает раба быть верным. Если Господь в притче изображает одного человека, то всегда подразумевает при этом многих. Запомним, что это—картина наших дней. О, если бы она побудила нас проверить себя, быть бодрствующими и верными Господу в эти последние дни!


Это описание разделяется на две части.


1. Каков раб в отсутствие господина.


Прежде всего выясним, о каком рабе идет речь. Кого Господь здесь имеет в виду. Это крайне важно знать, потому что многие христиане считают, что здесь речь идет о неверующих людях или о тех, которые только по наружности являются рабами Господними и не считаются с Его присутствием и пришествием. Однако в притче Господа говорится о рабе, который знает, что живет во время телесного отсутствия господина, знает, что его господин вернется и с этим считается. Что мы имеем дело с рабом Христовым видно из стихов 42—44. В словах «если же раб тот» в том и другом случае речь идет о рабе Господа... И Господь показывает, что по своим поступкам раб получит воздаяние: если он поступит как первый раб,—он будет блажен; если же поступит как второй раб, — горе ему. Кроме того, этот раб называет господина—«господин мой», и Сам Господь говорит о нем как о Своем рабе. В конце говорится, что раб подвергнется одной участи с неверными. Из этого ясно, что он верующий, но по его поступкам он разделит жребий с неверными. Именно этот факт и убеждает нас, чтобы мы, верующие в Иисуса Христа, самым серьезным образом испытали, глубоко исследовали себя: не таков ли я, как этот раб? Если—да, то участь моя будет та же.


Во-первых, Господь показывает нам внутреннее состояние этого раба: «скажет в сердце своем». Господь прежде всего смотрит на сердце наше. Какими бы мы ни казались снаружи, в речах наших, делах и т.д.—Он смотрит на сердце. Давид, например, знал это хорошо (Пс. 50, 6,8, 12, 19). Чем наполнено сердце наше, то мы и есть на самом деле, то мы и есть пред лицом Божьим. Мы всегда видим человека снаружи и, к сожалению, сами стремимся к тому, чтобы у нас внешне все было хорошо. Но Господь заглянул в сердце раба. Так Он смотрит и на каждого из нас.


Наше сердце—мастерская, где вырабатывается постоянно все, что свойственно нашей человеческой природе. Если бы мы могли видеть что есть в нашем сердце, нам бы не пришлось долго изучать в каком состоянии кто находится. Одного часа было бы достаточно, чтобы узнать всю истину. Как страшно, если дитя Божье руководствуется своим сердцем, дает ему полную свободу, никогда не контролирует что исходит из него и не знает, как оно испорчено!


Как много христиан никогда не молились словами Псалма (138, 23—24), начинающегося так: «Ты испытал меня и знаешь...» В конце молитвы Давид просит Господа испытывать его и в дальнейшем. Но беспечные, как этот раб, не испытывают себя. Да сохранит нас Господь от подобного равнодушия!


Не страшно ли, что раб внушает себе мысль, прямо противоположную тому, о чем много раз предупреждал господин: «не скоро придет господин мой». И даже последние три телеграммы от нашего Небесного Господина —одного содержания: «Се, гряду скоро» (От. 22:7,12, 20). А раб, напротив, говорит в сердце своем: «не скоро...» В своем сердце он противоречит господину! Ужасное состояние: называет его Господином, а в глубине своего сердца совершенно расходится с Ним! Как много таковых! Из своего сердца они удаляют мысль о пришествии Господнем.


Поначалу раб, зная, что это неправда, говорит об этом только в тайне сердца своего. Но оно остается там недолго, выходит наружу и проявляется в словах и поступках. Не так ли с нами? Каковы наши поступки, намерения?


Но почему раб так говорит? Он ищет успокоения себе. Эта мысль ему приятна, она — по душе. Почему? Потому что в доме, где его поставил господин управляющим, и в его личном хождении много было сделано не так, как желал господин его. А исправлять это он не хочет. Поэтому он и утешает себя ложной надеждой, что господин не скоро придет. Глядя на его духовное состояние, мы понимаем, что он и впредь будет продолжать то же самое. Если господин еще не скоро придет, он без страха и безнаказанно может жить в свое удовольствие. Чем далее находится господин его, тем «счастливее» такой раб. Он желал, чтобы господин вообще не возвращался.


В этом ужасном состоянии теперь находятся многие дети Божьи. Эта ложная мысль служит для них своего рода «громоотводом». Они сидят под ним беспечно, говоря: «Господин мой еще не скоро придет», хотя иногда им становится жутко. Бедные! Они не хотят расстаться с греховной жизнью, похотью, нет желания к очищению и освящению и потому они закрывают свои глаза и говорят: «Господь мой еще не скоро придет».


Господь описал отношение этого раба к Нему и к своей душе. Дальше Он описывает его внешнее поведение, проявленное в его отношениях к другим рабам и служанкам в доме. Господь поручил ему раздавать каждому меру хлеба в свое время. Это была приятная задача. Но что случилось с ним? Вместо раздачи хлеба он проявляет жестокость, враждебность к своим собратьям, начинает бить слуг и служанок. Значит, сделался очень великим в своих глазах. Присвоил себе власть хозяина дома, берет право произвольно судить и наказывать. Наверное,—трудно жить с таким «рабом». Он всегда «прав», никто не должен открывать свои уста перед ним, все должны поклоняться ему, и горе тем, кто имеет дело с ним! Спрашивается: может ли быть подобное в доме Божьем? Дал бы Господь, чтобы этого у нас не было. У Господа зоркие очи, они «как пламень огненный». Он заранее видел, что рабы Его не проявят должного внимания к Нему, Грядущему.


Совсем не обязательно бить палкой своих братьев и сестер: это можно делать словом, языком и пером, как бывает в наши дни. Как больно Господу видеть все это в доме Его! Но Он все это знал заранее, так как оно бывало и в древние времена. Псалмопевец уже испытал бедствия от этих ударов (Пс. 119). Удары— «изощренные стрелы сильного». Даже пребывание в пустыне «у шатров Кидарских» было для него не таким тяжким, как быть чужим в доме Господнем. О, будем же наблюдать за собой, чтобы не быть подобными рабу, бьющему слуг и служанок Господних! И если случится увидеть «сучек в глазе брата», то обратим прежде внимание на свой: нет ли там бревна?


А как относится этот раб к своей плоти? Господь говорит: «начнет... есть и пить и напиваться». Есть и пить, собственно, не грешно. Но у злого раба получается так: он только что бил своих сослуживцев и тотчас начинает есть и пить. Ничто не тревожит его в то время, когда у него полный разлад как с господином, так и с братьями и сестрами.


Такое состояние напоминает нам современников Лота, о которых говорится, что они «ели, пили и не думали», что для них скоро придет суд. Если и мы склонны так поступать,—горе нам, ибо наша беспечность достигла верхнего предела.


Еще есть духовная пища, которую и имеет в виду Господь. У неверных рабов бывают и духовные празднества, где все совершается для их вожделений (Иак. 4, 3—4). При таких вожделениях голова наполняется многими знаниями без силы жизни, а Слово Божье не производит действия. Раб все же принужден давать слугам и служанкам пищу и выносит ее из кладовых своего господина, но как печально, что она является лишь пищей ума, служит для опьянения. Отрезвление таких рабов наступает при появлении господина, которому нужно дать отчет. Дает ли нам Слово Божье ту силу, которая содержится в нем? Если мы читаем и принимаем Слово Божье, но оно остается без действия на нашу порочную жизнь, значит, мы принадлежим к этому роду рабов. Воззовем же к Господу, чтобы, пока еще не поздно. Он вывел нас из этого пагубного состояния!


2. Какова участь неготового раба. Первое, что мы видим,—господин приходит совершенно неожиданно для него. Господь заранее сказал, что так будет. Ангелу Сардийской церкви Он говорит: «Я найду на тебя, как тать...» (Откр. 3, 3). Произойдет так, как нападающий имеет в виду только одного,—небодрствующего.


Раб, может быть, думал, что хоть и не все у него в порядке, но утешал себя мыслью: «При малейшем признаке приближения господина я исправлю все».


Кто не имеет таких намерений? Осмотрите себя внимательно. Сколько лет эти намерения у вас в сердце, а не на практике! А изменений нет. Но придет день, и начнется он, как все другие дни. Солнце взойдет, как вчера и третьего дня. Люди будут спешить на работу и на свои занятия. Может быть, просто случайно ему опять придется побить кого-либо из рабов господина; и, не замечая случившегося, он снова пойдет есть и пить до опьянения. Возможно, он будет даже доволен собой, но мера его беззаконий наполнилась, и в этот момент придет господин его. А он, несчастный, думал всегда обо всем другом, но не о господине своем, и в этот день он меньше всего думал о его пришествии. Возможно, он тотчас отрезвеет от ужаса, как Адам в раю, который увидел себя нагим перед Господом. Наверное, он скорее согласился бы «провалиться сквозь землю», чем предстать пред Господом. Но скрыться негде. Да, очень опасно встречать день пришествия Господа нашего, если мы живем беспечно, как этот раб!


За все это раб подпадает под самое строжайшее и ужасное наказание, которое было заранее определено и объявлено: «и рассечет его».


Участь эта должна исполнить каждого человека обоснованным страхом за свою конечную судьбу, ибо небодрствование, беспечность ведет к погибели. У древних греков существовало такое наказание для каждого воина, неисполняющего свои обязанности на посту: сильный воин с длинным мечем разрубал тело виновного пополам.


На Петербургском кладбище в 1870 г. мне пришлось видеть интересный памятник. В гранитном камне была высечена плита с лежащим на ней солдатом, который пытается подняться. Во взгляде его, устремленном вверх, застыл ужас. Значение памятника следующее: во времена Николая I на посту возле гауптвахты не оказалось часового. Заметив это, сам Николай вошел в помещение и увидел всех спящими, в том числе спал с винтовкой в руках и постовой. Николай тронул его за плечо. Очнувшись, солдат увидел стоящего перед ним царя и от ужаса был разбит параличем и больше не встал.


Так и нас Господь поставил на пост. Он ничего не поручает нам сверх сил. Он желает, чтобы мы бодрствовали и не давали заснуть другим. А если Он застанет нас спящими, это будет означать, что мы злоупотребляли Его благодатью на погибель себе со всеми неверными рабами. Если же мы иного мнения о Господе,—тот день откроет наше заблуждение, но это будет ужасно. Великий меч символического всадника из Откровения будет косить всех нечестивых и неготовых. «И подвергнет его одной участи с неверными». Чтобы попасть в это число— продолжай жить беспечно, а если напомнят тебе о воле Божьей, тогда говори: «еще не скоро придет господин мой».


Но это еще не все. Как ни страшно быть наказанным великим мечем,— это последний момент (Меч — символ суда. Ср. 1Кор. 11, 31—32; Откр. 19,15; Иоан. 12,48. — Прим. ред.). Сказано: «подвергнет его одной участи с неверными». Это значит, что раб этот вкусит все предшествующее страшной казни: ужас, боль, темницу, бегство; войдет в великую скорбь, вкусит ее и притом останется перед закрытыми дверями и будет напрасно взывать: «Господи, отвори нам» — и не будет услышан. Есть ли что-либо ужаснее, как пережить угрызения совести: ты все это знал, но не исправился, теперь ты должен разделить участь с неверными! Не будет ли это ад на земле?! Не будет ли там плач и скрежет зубов?!


Для многих живущих беспечно, эти чудные дни ожидания Господа опасны.


Надо молиться: «Господи, дай мне спасительный страх и горячую любовь. Дай мне страх, чтобы быть бодрствующим, дай мне первую любовь, чтобы не отвратить взор свой от Тебя, доколе не увижу Тебя во славе!»


Увещание
«Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». Лук. 21, 36


В предстоящем втором пришествии, с одной стороны,—осуществится блаженная надежда явления нашего прославленного Господа и нашего прославления с Ним. Мы не в состоянии описать то блаженство изменения нашего тела и восхищения во мгновение ока для встречи с Ним в облаках. Другая сторона—скорбная. О ней говорится—Луки 17,34—36. (Восхищение будет проходить ночью и днем: мы знаем, что если у нас ночь, то у жителей другой стороны земного шара — день). Оставление тех, которые должны быть со Христом, принесет им бесконечное несчастье, которое невозможно пересказать или описать. Только Он, Верный и Истинный Свидетель, мог начертать несколькими штрихами ту бездну скорби, в которую войдут оставшиеся. Это должно привести нас к глубокому размышлению.


Хорошо сделает всякий христианин, если вникнет в глубину тех ужасов, которые ожидают неготовых. Это поможет всем ожидающим пришествия Господня очистить себя, так как Он чист (1 Иоан. 3,3).


Первое событие, которое произойдет в пришествие Христово, будет взятие Церкви из этого мира. И поскольку для нас существует опасность оказаться среди оставшихся, Господь позаботился написать нам вышеприведенное увещание.


Для лучшего уяснения разделим его на три части:


1. Радостная надежда.


Господь говорит о будущих бедствиях, не об одном, но о многих. В 21 гл. Ев. от Луки они показаны только отчасти. Мы знаем, что бедствия развернутся и появятся в тот час, когда победители будут взяты с земли (2 Фес.2,7; 1Иоан. 5, 4—5).


Смотрите, что происходит в мире: плевелы зреют, грех и нечестие растет с каждым днем, значит,—жатва близка. Зов «жених идет!» уже слышен,—пробуждает ли он нас? Израиль возвращается в свою страну; на каждом шагу мы встречаем предшественников антихриста; весь мир спешит к этой отверзшейся бездне. Открыты ли наши глаза? Если же мы не видим знамений нашего времени,—это верный признак, что можем остаться за закрытой дверью. Бодрствующий не пропустит самую драгоценную минуту, особенно, если ожидает великого события в своей жизни.


Каким будет наше пробуждение, если мы проспим великий момент восхищения Церкви и не увидим наивысшей победы Сына Божьего, Который за нас вошел в смерть, чтобы и мы силой Его воскресения могли пройти мимо смерти?!


Мы видели из Слова Божьего, что Церковь получит венцы и престол славы. Если же нас это не трогает, не влечет и мы не способны оценить великие и драгоценные обетования Божьи, тогда не остается ничего другого, чтобы пробудить наше сердце.


Со всей серьезностью Священное Писание предупреждает нас, что число оставшихся составит «великое множество, которого невозможно перечесть». Если бы речь шла о нескольких десятках людей, то некоторые из нас подумали бы: «Может быть я как-нибудь проскользну». Но нет, — великое множество останется!


2. Условия ожидания:


а) Бодрствование.


«Итак бодрствуйте во всякое время». Физический сон нам необходим, но духовный сон ужасно опасен. Мы должны бодрствовать, чтобы видеть показание стрелки мировых часов.


б) Молитва.


Мы должны молиться во всякое время и быть в тесном общении с Господом. Молящееся чадо Божье совершенно зависит от Господа, всегда черпает силы из Его источника. Молитвенная жизнь сохранит нас от великой скорби, ибо она преобразит нас в Его совершенный образ. Живем ли мы жизнью молитвы, или она для нас только случайность, формальность, успокоение нашей совести? О, как много бывает таких молитв в жизни христиан! Утром они спешат на работу, но по привычке молятся, также и вечером. Но это не та непрерывная молитва, которой учит нас Священное Писание, когда Дух Святой входит в нас и ходатайствует. Такое чадо Божье не достигнет состояния полной готовности к встрече со своим Господом.


в) Святость.


Бодрствование и молитва— это средства, которые сохранят нас от будущих бедствий. Если мы желаем войти с Господом в славу Его, то должны облечься в белые одежды, на которых нет пятен. Ибо туда не войдет «ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи»,—Сам Господь так свидетельствует. Освобождены ли мы Христом от закона греха и смерти? Если наши внутренние мысли, побуждения, действия, да и мы сами, не от мира сего, как и Он был не от мира сего, тогда Он скажет нам: «Войди, раб Мой, ибо ты достоин».


Если мы можем сказать вместе с Ап. Павлом: «...стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос», тогда мы идем навстречу Ему (Фил. 3,10—14). «Кто из нас совершен, так должен мыслить». Избежать будущих бедствий не значит обойти их, но быть достойным встретить Господа. Каким Он найдет тебя и меня? Умер ли я со Христом, воскрес ли с Ним?


В Евангелии от Матфея в 24—25 главах эти бедствия описаны несколько шире, а книга Откровения посвящает им целых 14 глав (с 6 по 19-ю).


Как только Дух Святой возьмется от земли, она превратится в кровавую баню. Война начнется в каждой стране, городе, селении и хуторе, всюду будет проливаться кровь, потому что мир будет взят от земли. Ни люди и никакая сила не в состоянии будут восстановить мир, потому что сатана будет действовать в полной своей ярости. Люди станут кровожадными. Низменные страсти, сдерживаемые сейчас, будут разнузданы и в первую очередь против христиан, которые не были взяты Господом.


К этому прибавится еще и голод, которого никто не минет. Чтобы не переживать ужасов войны, люди бегут из одной страны в другую, — и теперь всюду можно встретить беженцев. От нынешних войн еще можно бежать, но не так будет в дни великой скорби. Ибо этот день найдет, как сеть. Люди будут убивать и есть своих детей, чтобы сохранить жизнь. Смерть и ад и дикие звери будут шествовать по всей земле, истребляя массы народа. Господь так описывает это страшное время: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21,26).


Однако сердце Господа горит желанием, чтобы мы избежали этих бедствий, Он хочет спасти нас. Хотя нам надлежит войти в Царство Божье через многие скорби, но не через великую скорбь. От нас зависит: войдем ли мы в великую скорбь или нет. Мир, хочет он того или нет,— войдет в нее.


В Ветхом Завете Господь говорит о том, что мир зреет для этого великого суда Божьего. А дети Божьи войдут в великую скорбь, если они заслужили осуждения с миром (1Кор. 11, 32). Если теперь Он наказывает нас, — это дело любви Его, чтобы нам не быть осужденными с миром. Хотим ли мы избежать этого уже теперь, во время благодати, как предлагает нам Господь? Приняв к сердцу Божье увещание, мы должны стать «беженцами» теперь.


О каких бедствиях здесь идет речь? «Всех сих»,—поясняет Христос, т.е. тех, которые Он только что перечислил в предыдущих стихах.


Но если Господь говорит: «всех бедствий», то Он включает и самую малую частицу. Ясно, что если я избегну их, то не войду и не увижу их, а если и увижу, то только издали. Ведь и небесные жители будут смотреть на великую скорбь, о чем возвещает Ангел, летящий посреди неба; Ангелы будут участвовать в судах Божьих.


Целый ряд толкователей говорят, что Церковь не войдет в великую скорбь, но будет восхищена от нее... Да, если Церковь Христова почти вся необращенная, тогда понятно, что великая скорбь потребуется для ее приготовления к встрече с Господом. Но истинная Церковь не должна войти в великую скорбь. Господь не хочет этого. Но каждое заблуждение тотчас же рождает новое заблуждение. Говорят: Церковь будет ждать великой скорби, а не Христа. Многие будут придерживаться этого мнения, что до пришествия Христа должно совершиться то и то, пока не окажутся в великой скорби. Мы можем видеть уже теперь различные приготовления к великой скорби, но это не сама великая скорбь. Так и должно быть, чтобы мы видели и постарались избежать ее. Люди, ожидающие различных происшествий перед явлением Христа, не готовятся к Его пришествию.


Итак, чтобы бодрствовать, мы должны быть пробуждены. Кто бодрствует, у того глаза открыты, он на все обращает внимание, все рассматривает и знает что делается вокруг. Кто спит, тот ничего не видит и не знает. Как обстоит дело с нами? Не упрекнет ли нас Господь, как некогда фарисеев, которые не различали знамений времени? (Луки 12, 56—57).


3. Исполнение надежды (избежать всех будущих бедствий). Многие верующие ошибочно думают, что на земле можно найти убежище от великой скорби. Ссылаясь на 12 главу Откровения, они подразумевают Церковь Божью в жене, облеченной в солнце, и считают, что для нее будет место убежища, приготовленное в пустыне. Там она будет сохранена и антихрист не коснется ее. Но это ложное предположение.


Если бы можно было избежать великой скорби здесь на земле, то есть, если бы Господь имел в виду только преодоление физического расстояния в смысле удаления от бедствий, то почему же Он дополняет еще условие нравственного достоинства, необходимое для того, чтобы «предстать пред Сына Человеческого»? Но Слово Божье говорит, что година искушения будет на всей вселенной. Кто же может указать место, где ее не будет?! «Искушать живущих на земле»,—сказано. Значит, нужно тогда переселиться на Луну или на другую планету?


Но как же поистине должно совершиться наше избавление? Оно может совершиться только путем нашего восхищения. Подобно Еноху и Илии (1 Фес. 4,13—18) мы должны быть взяты Господом с земли, что ясно видно в словах Господа: нам необходимо «предстать пред Сына Человеческого». Из этих прообразов каждый из нас должен понять какого достоинства требует от нас Слово Божье для получения радостного права «избежать» всех будущих бедствий. Ибо сказано: «Всякий имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист». О, какими же должно быть нам в святой жизни и благочестии, чтобы быть взятыми во мгновение ока и предстать пред Господом! Пред Тем, сияние славы Которого повергло на землю Савла и лишило его зрения, пред Кем Иоанн пал как мертвый!


Если мы теперь не преображаемся от славы в славу, то и тогда не сможем преобразиться. О, дал бы нам Господь, чтобы Его преображение действовало в нас теперь! Посвятим же Ему всецело нашу жизнь, чтобы бодрствовать во всякое время, чтобы достигнуть воскресения мертвых, быть достойными встретить Господа, сподобиться избежать всех будущих бедствий! И тогда—придет ли Он сегодня или завтра, или в другой день, нас ожидает вечная радость и блаженство.

И. В. КАРГЕЛЬ

Copyrights© 2017 All Rights Reserved by Vestnik Istiny®