« Обратно к выбору



1979 № 4

Покидает ли нас Христос?



При виде тяжких страданий, которые часто выпадают на долю людей, невольно возникает вопрос: «За что покидает их Бог? За что Он посылает им такие мучения?» Вот долгие годы страдает неизлечимо больной. Вот смерть уносит у человека все, ему дорогое: детей, жену. Вот отнимается у человека имущество, все накопленное трудом и сбережениями.


За что обрушиваются на нас такие удары? Неужели за грехи? Неужели все это — наказание?


Чем больше грех, тем сильнее наказание? Какие же, значит, страшные грешники те, кто так жестоко страдает!


Часто так и думают: «Уж, видно, есть за что, если такое несчастье послал Господь человеку!» А с другой стороны, видишь: живет человек в полном довольстве, здоров и во всем ему удача. Значит, он—особенно хороший, праведный, безгрешный?


Нет. И в том и в другом случае наше суждение неверно.


Положим, действительно бывает так, что беда постигает нас как видимое последствие наших греховных поступков. Но это — далеко не всегда.


Возьмем два примера из Библии: во-первых,—Давид. Жизнь его, в общем, была спокойной и счастливой до тех пор, пока он тяжко не согрешил против Урии; после этого на него стали обрушиваться одно несчастье за другим. Тут действительно это было возмездием. Но вот другой случай: Иов. Мы знаем, что он был человек праведный; между тем, сколько горя было ему послано! Это уже не может быть наказанием. У Самое большое горе, какое может постигнуть человека, это то, когда от него отдаляется Бог. Подобное случилось с Давидом, потому что он запятнал грехом свою душу.


Но мы видим множество случаев, когда дети Божьи и не совершившие особенного греха всю жизнь живут без радости, как бы в тени. Они похожи на цветы, растущие в лесу, в тени, но которые, тем не менее, распускаются пышно и поражают своей красотой. Как можно сказать о таких людях, что Господь лишает их лучей счастья из-за их грехов?! Если бы мы это сказали им в лицо, то они, по своей скромности, и на самом деле стали бы считать себя величайшими грешниками. Но это — неправильно. Нежная белая лилия растет в тени; но разве она хуже пышной розы, которая купается в ярких солнечных лучах?


Рассмотрим причины, в силу которых Господь временно отдаляется от нас.


1. Для того, чтобы люди поняли, что все лучшие радости исходят от Бога, Он по временам прекращает этот поток исходящей от Него «живой воды», чтобы даже лучшие люди начали изнывать от жажды и яснее отдали себе отчет, что только один Бог может утолить эту жажду. Слава Божья—вот что иногда бывает единственной целью того или иного действия Бога. Поэтому, не понимая воли Божьей, смиренно склоним перед ней голову. С горечью чувствуя, что Он отдалился от нас,—будем просить о возвращении Его и верить, что у Него есть Свои причины покинуть нас в эту минуту. Но рассуждать так позволительно только тогда, когда мы убедимся, что виной этому не служит наша духовная нечистота.


Если причина не в нас, то после тяжких испытаний Господь пошлет и обильное утешение, как Иову.


2. Ощущая по временам, что Христос «оставил» нас, — христиане полнее и глубже понимают страдания Христовы. В самый тяжелый момент наш Спаситель воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Когда мы ощутим ту же муку, какую испытал Спаситель, когда погрузимся в тот же ужас отдаления от Бога, в каком был Он,— тогда мы станем действительно участвовать в страданиях Его, в смерти Его: «...чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Матф. 20, 23). Хотя ни один человек не может в полной мере пережить того, что пережил Христос, но все-таки эти наши страдания сближают нас с Ним.


3. Путем горя и испытаний Господь иногда приготовляет нас к великому служению. Несчастье — хорошая школа! Скорбь и неудачи закаляют. Тому, кто испытал какое-либо огромное горе, все остальные—легче. Человек, переживший одиночество, которое вызвано было временным отдалением от него Христа, уже не так горько ощущает измену людей, разлуку с близкими. Кто был несчастен, истаивал от горя, изнемогал и, простирая руки к Богу, «нес ужасы» (Пс. 87), которыми поразил Он его, тот легче поймет страдающего ближнего и сможет утешить его тем же утешением, которое в свое время ему послал Бог.


Лучшие проповедники те, которые путем испытаний и искушений дошли до мудрости. На своем опыте они познали что значат искушения, внутренняя борьба и победа над ними; поэтому они могут и утешить, и дать разумный совет тем, кого мучит тот или иной грех. Святые Божьи мужи оттого и имеют большое влияние, что, понимая все, могут сочувствовать и жалеть. Горе, освещенное Духом Святым,— благотворно для человека.


Благословенный Искупитель наш! Любовь Твоя—счастье наше, Твое присутствие — живой источник радостей. Но, если временное удаление Твое от нас способствует Твоему прославлению тем, что делает нас способными утешать детей Твоих, мы славим Тебя за то, что Ты по временам скрываешься от нас. Когда же мы ищем Тебя и не находим во мраке, окружающем нас, то и тогда мы сознаем, что, хотя Ты и незримый, но не покидаешь нас.


Чувствуя себя временно оставленными Богом, мы с особой силой проповедуем грешникам спасение, потому что никогда так отчетливо не сознавали всего ужаса их положения.


4. Неудачи полезны нам еще и потому, что они предохраняют нас от совершения греха. Самомнение и гордость человека не имели бы границ, если бы ему все удавалось! Мы были бы нетерпимы для окружающих! Когда человек долгое время стоит «на высоте», он делается беспечным и забывает, что мы «ходим верою, а не видением». Когда же наш разум теряется среди трудностей, мы постигаем, что жить можем только верой. Зависимость от чего или кого-либо делает нас смиренными. Для этого Господь премудро посылает нам в жизни трудности и временно лишает нас радости Своего присутствия. Слишком большое и продолжительное счастье нам не полезно. По этому поводу один проповедник говорил: «Если на шлюпку поставить большую мачту с огромными парусами, то вместо того, чтобы она двигалась по ветру вперед, она опрокинется». Люди ставят мачты соразмерные величине судна, а по временам, в опасные моменты, и совсем спускают паруса.


У нас — опытный Кормчий. Он знает какой лодке требуются какие паруса, чтобы она безопасно плыла по житейскому морю, минуя мели и подводные камни. Паруса на наших лодках — это обилие благ, посланных Богом. Если бы их было очень много, то по своей испорченности и самоуверенности мы могли бы возгордиться, и Господь покинул бы нас.


Итак, если нас постигают тяжкие испытания, то это свидетельствует о нашей испорченности. И надо радоваться, что нам посылается средство исправления. Как же много, значит, таилось греховного безумия в нашем сердце, если Богу пришлось такими сильными средствами извлекать его оттуда! Как притуплена была наша духовность, если ничто иное не могло возбудить ее! Как велика, значит, была наша гордость, если ее ничем иным нельзя было сломить!


Бог провел высокомерный народ Израильский по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, где нет воды, дабы смирить его и испытать его, чтобы впоследствии сделать ему добро (Втор. 8,15). 5. Бывает, что Бог, посылая нам горе, испытывает нашу веру. Он хочет видеть: всецело ли мы доверяемся Ему. Когда Его присутствие нам очевидно,— верить в Него легко. Но когда мы Его не ощущаем, тогда только одна благодать Божья делает нас способными «ходить верой». Да, ничто не может служить более ярким доказательством нашей веры, как то, что и в минуты скорби мы не забываем Бога.


6. В то время, когда Христос отдаляется от нашей души, мы начинаем особенно ценить Его присутствие. Беспрерывное наслаждение каким-либо блеском не полезно нам: мы перестаем его ценить. Мы обычно не замечаем чистого воздуха, но когда мы бываем его лишены, как мы это чувствуем! Как дорог нам дождь после засухи! Как радуемся мы солнцу после долгих пасмурных дней! В несравненно сильнейшей степени радуемся мы, когда, после горьких слез, которые мы долго проливали, вдруг опять почувствуем близость Христову. Но это очень грустно, что Богу приходится именно таким способом заставлять нас ценить Его милости и чувствовать за них благодарность! Будем же всегда отдавать себе отчет, как много благ, как много сил даровал нам щедрый Бог! 7. Отдаление Господа вызывает в нашей душе стремление к небесному. Мир обладает большой притягательной силой. Когда нам все удается, мы чрезмерно привязываемся к земному. Когда же Христос скрывает от нас Свой лик, и вокруг все темнеет, и душа болит, то ни в чем земном мы не находим отрады. Это для нас необходимо; нам нужно «стенать» в бренном теле нашем, чтобы «совлечь» его с себя и облечься в «нового человека». Те, которые живут интересами не земными, а духовными, небесными, — видят непрестанно лик Христов и ощущают Его постоянно рядом! Мы тогда можем как бы прильнуть к груди Его и пребывать в этом блаженном состоянии, хотя это ни в коей мере не может сравниться с тем, что ожидает нас в селениях горних.


Проходя по сухим земным пустыням, так жаждем мы «живой воды»! Тучи на нашем небе заставляют нас мечтать об ином, безоблачном небе. Все тяжелое на земле, все наши временные страдания здесь—суть красноречивые проповедники о том крае, где нет «ни болезни, ни печалей, ни воздыхания».


Пусть же не приходит в отчаяние христианин, когда одолевают его скорби и когда ему кажется, что Господь покинул его! Пусть верой своей он «тянется» к Нему и помнит, что спасаемся мы не нашей радостью о Нем, а Его жертвой, принесенной за нас. Мы полны греха и с сердечным сокрушением сознаем это; Он же поли благодати и истины. Будем верить в спасительную силу Его и успокоимся в надежде на нее. Его Кровь, а не наш мир, Его совершенство, а не наше общение с Ним, — вот основы нашего спасения.


Нам отрадно чувствовать присутствие Его; но, если временно Он как будто и удалится от нас, — не будем забывать, что «твердое основание Божие стоит» (2 Тим. 2,19), что все обетования Божьи во Христе в Нем «да» и в Нем «аминь» (2 Кор. 1,20), что Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Пусть эти обетования, как якорь, крепко держат нас. Если мы не видим Христа, то Он видит нас. В этом наше утешение.


Мы никогда не чувствуем себя так хорошо в духовном отношении, как когда живем только одним упованием на Бога, без всяких земных исканий радостей, и никогда вера наша не возрастает так, как при обстоятельствах, казалось бы, самых для этого неблагоприятных. Мы будто освобождаемся от всякого балласта, который тянул нас к земле, и легко возносимся в высоту, в светлый мир, где обитает Бог.


8. Следующая причина, по которой удаляется от нас на время Господь,— это наши грехи с их последствиями. Тут я назову только некоторые из них. Грубые грехи плоти: ложь, лесть, насилие над ближним и т. д. Как только подобная нечистота запачкает нашу душу, в нее уже не войдет Христос: в ней торжествует и действует противная Ему злая сила. Если мы впадаем в грехи, подобные тем, в которые впадал Давид, то, как и он, почувствуем, что кости на ши сокрушены; если отречемся от Христа, как Петр, то — будем плакать, как он; если, как Иона, захотим убежать от возложенной на нас обязанности, будем, подобно ему, поглощены морской пучиной.


Солнце освещает все места земли. Но Христос не явит светлого Своего лика такому «христианину», который добровольно допускает грех в свое сердце и терпит его там.


Какие мучения испытываем мы после того, как грех взял верх над нами! Сколько читаем мы об атом состоянии: «Бог ниспроверг меня...воспылал на меня гневом Своим, и считает меня между врагами Своими» (Иов. 19: 6,11). Гнев Божий как бы огнем жжет нас. «Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего» (Пс. 89,8). Господь дает нам сознавать, когда мы поступаем плохо: «Грех мой всегда предо мною» (Пс. 50, 5); «Ярмо беззаконий моих связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои» (Пл. Иер. 1,14); «Ты пишешь на меня горькое, и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов. 13, 26). Давид пишет: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих... Смердят, гноятся раны мои от безумия моего... Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя»... «все кости мои рассыпались»; «сердце мое поражено, и иссохло, как трава» (Пс. 37:4, 6,11; 21, 15; 101, 5). От гнева Божьего, тяготеющего над человеком, свежесть его исчезает, как в летнюю засуху (Пс. 31,4). Тогда мы начинаем стонать, сокрушаясь о грехах наших; «мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби» (Ис. 59,11); мы вопием, и нет суда (Иов. 19, 7), мы «ожидаем суда, и нет его,—спасения, но оно далеко от нас. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем» (Ис. 59, 11—12); поэтому гнев Его преследует нас, всякое утро посещает Он нас (Иов. 7, 18) и каждое мгновение испытывает нас, так что жизнь становится нам тяжелым бременем. Когда же мы взываем и вопием к Нему,—Он задерживает молитвы наши (Пл. Иер. 3, 8), даже гневен к нам (Пс. 79, 5), потому что беззакония наши произвели разделение между нами и Им, и грехи наши отвратили лицо Его от нас, чтобы не слышать (Ис. 59,2), так отвратительны Ему наши беззакония!


Беспечность наша, даже если мы не впадаем в грубые грехи, вскоре возвышает преграду между Господом и нашей душой, и, если ежедневно совершаемые нами грехи остаются неисповеданными, если мы в них не раскаиваемся,— они мало-помалу образуют стену между нами и Богом. Небольшая нечистота, ежедневно нас пятнающая, если мы ее тотчас не смываем, постепенно покроет нас, точно грязной тиной. Грех изгоняет из сердца радость Христову, и поэтому мы не будем в состоянии наслаждаться общением с Господом, пока не научимся всякий день покаянием очищать совесть свою, уповая на искупительную силу жертвы Христа.


Наше небрежное отношение к молитве удаляет от нас Господа так же, как и открытый грех. Как многие из нас по этой причине порвали нить общения с Богом и вместе с этим потеряли свою духовную радость! Никогда Господь Иисус не проявит очевидным откровение Своего присутствия, если мы относимся с пренебрежением к молитве; ведь молитвой мы приближаемся к престолу благодати. Христос подходит к человеку только тогда, когда он наедине с Ним. Надо удаляться в «горницу» свою, или под чистое Божье небо — в поле и леса... Или углубиться в себя так, чтобы до сознания не доходил внешний шум жизни. И тогда в глубине своей души человек найдет Христа.


Праздность также может нарушить наше общение с Господом. Трудись и верь, что Христос с тобой; но, если ты ленишься, «колючие кустарники и терны» сплошной стеной вырастут вокруг тебя и закроют к тебе доступ Господа твоего.


Наша неблагодарность тоже легко может стать причиной потери духовной радости. Если мы забываем благодарить Христа за посланные блага, Он скрывает от нас Свой лик! Это нам наказание за неблагодарность.


Малодушие лишает нас также присутствия Господа. Случалось, что во время гонений христиане из-за страха мучений отрекались от Христа. Но как горько они впоследствии оплакивали свою неверность! Так, если и мы стыдимся Его во время гонений, Он не может с благоволением относиться к нам. Надо быть твердым духом, чтобы получить одобрение Господа; надо быть смелым и всегда готовым отстоять добро или оказать помощь человеку, рискуя хотя бы и собственной безопасностью; надо быть готовым постоять за дело Христа на земле. Если же христианин даст в сердце простор себялюбию и предпочтет свои интересы интересам ближнего или дела Божьего, тогда Господь покинет святилище, в котором Он пребывал, и, истаивая от печали, мы будем оплакивать Его отсутствие.


Бессердечное отношение к страждущим и слабым также отдаляет от нас Христа. «Суд без милости — не оказавшему милость». Осудит Господь того, кто не снисходит к слабости ближних своих и, вместо того, чтобы их поддержать и научить,— только осуждает и карает. Осудит и того, кто проходит мимо страждущего и не хочет понести на себе его бремя. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим. 15, 1). Если мы сильны—будем кротки, чтобы не огорчать тех, кто слабее нас.


Гордость наша тоже затемняет от нас лик Христа. Общение с высокомерным человеком вообще трудно выносимо, но особенно неуместна гордость в людях, которые сами по себе лишены всяких заслуг и достоинств и сделались сынами Божьими лишь по неизреченной Господней милости.


Когда мы начинаем гордиться своим из ряда вон выходящим духовным опытом, придавать особенное значение своим чувствам и выдающимся способностям, когда мы в этом своем «величии» забываем Того, от Кого получили все эти блага, — Он скоро сравняет нас с землей и заставит взывать к Нему из праха.


Если в сердце нашем есть идолы — каковы бы они ни были — это неминуемо удаляет нас от лица Божьего. Господь Иисус не допускает соперников; если мы не отводим лучшего места в нашем сердце для Его престола, нам придется скорбеть о Его отсутствии. Не люби своего богатства, славы, друзей, жизненных удобств, своего мужа, жены или детей—более Его или наравне с Ним, потому что ты можешь лишиться их или же Его личного, чудного присутствия, и потеря твоя причинит тебе непоправимое горе. Не прилагай сердца своего к земному, дабы не лишиться тебе драгоценного Его присутствия.


Неверие, недоверие и заботы житейские также удаляют Его из сердца человека. Если мы не можем доверить Ему самих себя и все, что мы имеем, Он не войдет в наше сердце. Мутные волны мирских забот, выбрасывая ил и грязь, заграждают чистый поток нашего общения с Богом. Заботы о многом наносят сильный ущерб тому одному, что нам нужно. Суета и разные житейские тревоги заслоняют от нас Христа так же, как наше неверие.


Мы наносим великое бесславие Господу Иисусу, когда действуем своими силами, вместо того, чтобы предоставить дело наше Ему. Один старый христианин говорил: «Когда мы рассчитываем на свои силы, мы как будто отрубаем себе пальцы». Он мог бы еще добавить: «И несомненно отдаляем от себя Христа».


Отдадим же все наши дела в Его руки! Это будет самое надежное. Никакими собственными усилиями мы не сможем достигнуть тех результатов, которых достигнет Бог, когда возьмется за наше дело. Самонадеянность, при которой плоть является для нас опорой, тоже служит причиной отдаления от нас Бога. В плотской самонадеянности скрываются всякого рода грехи: неблагодарность, гордость, любовь к миру, небрежность, безнравственность, вожделения плоти, непокорность — все это соединено тут вместе и представляет собой нечто донельзя безобразное.


Нам остается прибавить лишь одно: ввиду того, что духовное состояние каждого из нас весьма своеобразно и в каждом действуют далеко не одинаковые силы зла: в одной душе преобладает страсть, в другой—зависть, в третьей—беспечность,—то каждому христианину необходимо знать, что всякое отклонение от той правды, которую ему открыл Дух Святой, неминуемо ведет к разобщению с Богом. Для сохранения непрестанного присутствия Христа в нашем сердце необходимо бодрствовать.


Трудно не утратить веры, когда грех сильно овладевает сердцем; но надо всегда помнить, что плачевное духовное состояние человека в данную минуту не доказывает, что он навсегда отринут от лица Божьего. Наоборот: если бы Господь Иисус никогда раньше не был с ним, этот христианин и не сознавал бы, как ужасно потерять ощущение присутствия Его. Слепые не чувствуют исчезновение света при закате солнца. Если бы огорченная душа была вполне слепа, она не сокрушалась бы об исчезновении Солнца Правды. Но если эта мысль не может утешить его в минуты подобной скорби, пусть верующий помнит, что существует источник, омывающий от всякого греха и нечистоты; пусть не впадает он в отчаяние от отсутствия Христа в душе его, но помнит, что Кровь Его сильна очистить эту душу от всякой скверны и что временное удаление Господа не есть наказание за грех: наказание уже принял на Себя наш Искупитель. Вторично Бог не карает. Хотя страдания Христа не избавляют нас от страданий, но они видоизменяют характер и цель наших скорбей, так что они являются уже не наказанием нам, а средством воспитания. Это — не меч судьи, а жезл Отца.


Итак, пусть верующая душа не приходит в отчаяние, если ей моментами кажется, что Христос покинул ее: это— только временно! Только, чтобы пробудить ее и очистить от старой закваски. Он вернется к ней и опять радостью зальет все ее существо! Надо помнить также, что видимая перемена Господа по отношению к нам не доказывает уменьшения Его любви. Он одинаково любит нас во всякое время. Неизменность составляет характерную черту Христа; как любовь Его, так и Божественное Его естество измениться не может, и наша духовная неустойчивость не в силах изменить Его отношения к нам. Любовь Бога к нам можно сравнить с любовью матери к детям: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15). Какое счастье для нас в этом обетовании: «Я не забуду тебя»!


Чтобы закончить, хочу дать несколько советов христианину, который тоскует, временно не ощущая присутствия с ним Христа. Что делать в эти тяжелые минуты, чтобы вернуть прежнее счастье общения со Христом? Надо:


1. Изгнать из сердца и умертвить грех, вызвавший в тебе охлаждение к Господу и нарушивший твое общение с Ним.


2. С полным смирением исповедать этот грех и просить Господа послать тебе благодать Свою, чтобы ты мог не повторить этого греха в будущем.


3. Подойти снова, как жалкий виновный грешник ко кресту Христову и по-детски довериться Тому, Кто умер за тебя.


4. Отводить больше времени уединенной молитве, чтению и изучению Библии.


5. Ревностно служить Христу и терпеливо ожидать возвращения Его; Он непременно придет, чтобы утешить дух твой потоками Своей неизреченной любви. Если же Он еще медлит и не возвращается, ожидай Его с терпением, и труд твой несомненно получит награду в свое время.


К необращенному читателю. Грешник, примите, прошу вас, увещания человека, который в течение долгого времени страдал сам от прекращения общения с Господом. Это был выдающийся христианин, верный своему Богу, и, однако, заметьте, через какие огорчения он прошел.


О грешники! Дорого я поплатился за наслаждения, которые я некогда находил в грехе, и за все мое равнодушие. За то, что я был духовно ни холоден, ни горяч, за мои нерадивые молитвы, за потерянное и напрасно потраченное время. Берегись возбудить гнев Его, ибо Он — Бог ревнитель! Грех, которому в данную минуту ты не придаешь значения, причинит тебе впоследствии великую скорбь. Когда проснется твоя совесть, она сделается для тебя тяжким бременем. Никогда прежде я не мог себе вообразить, что негодование Божье так нестерпимо и так ужасно! Страшно впасть в руки Бога живого, потому что Он—огонь поядающий; если гнев Его не утихнет, ты не найдешь ни в чем себе отрады: ты не сможешь заниматься спокойно своим делом, исполнять хорошо твою работу и все повседневные обязанности, потому что душа твоя будет повержена в прах и в своем смятении не найдет покоя ни в чем. Те из нас, кто испытал на себе ужасы Господни, горячо убеждают тебя оставить грех. Если ты снисходителен ко греху и любишь беззакония твои, они, несомненно, ввергнут тебя в бедствие. О, если бы ты знал что ты делаешь, впадая в грех! Ты оказываешь сопротивление власти, которая сумеет отразить всех противников Своих... Ты готовишь себе в будущем горе и пагубу; и хотя Бог долготерпелив, но настанет конец долготерпению Его: тени ночные уже приближаются, и скоро придет день, когда радость твоя обратится в плач, когда разлетятся и навсегда исчезнут все безумные твои надежды. И кто из нас устоит, когда Он вступит в суд с нами? Что будешь ты тогда делать? Куда ты пойдешь за помощью, когда твой Творец, взвесивший все твои поступки и наблюдающий за всеми путями твоими, потребует от тебя отчета во всех делах твоих?


Христос, приближаясь к Иерусалиму, возвысил голос Свой и, заплакав, сказал: «О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» Так печалимся и мы о собратьях наших, находящихся в опасном духовном положении и не сознающих этого. Они словно спят на краю пропасти. Бедные грешники! Как можете вы оставаться спокойными? Как можете не волноваться, когда ни один ваш грех не прощен? Вы не примирились с Богом, у вас нет надежды на небесное блаженство. Как можете вы интересоваться всякими земными делами, когда души ваши, которые в тысячу раз дороже земных благ, остаются в пренебрежении? Я испытал на себе великий ужас, несказанное огорчение от гнева Господа и потому слезно увещеваю вас: не раздражайте правосудия Его и не относитесь с пренебрежением к угрозам Его, как некогда делал и я в безумии моем. Я прошел через великое испытание, через горнило страданий и предупреждаю вас, что вам грозит большая опасность: пусть мой опыт будет вам в пользу!


Богач, о котором Христос говорил в притче, мучаясь в аду, очень хотел предупредить братьев своих, чтобы они опомнились и, пока еще живут на земле, перестали грешить. Ему не было дозволено это сделать. Но вот мы, которые тоже побывали в своего рода «аду» еще при жизни и уже вполне отдаем себе отчет, почему постигли нас страдания, и понимаем, что могли бы их избежать,— мы вправе, и даже обязаны, предупреждать беспечных, которые не думают, что всякий грех: будь то отступление от законов духа или от законов Бога,—непременно влечет за собой то или иное возмездие. Это — не наказание, но прямое следствие. Когда мы нарушаем законы телесные,— это непременно вредит нашему здоровью. Так и относительно законов духовных. Я испытал тот ужас, когда вследствие своих нравственных падений был совершенно далек от Христа, и говорю всем тем, у кого взоры настолько обращены на земное, что они не видят уже небесного—берегитесь! Это даром не пройдет. И надо вовремя опомниться, пока не поздно. Я был тогда совсем близок к смерти, был в «рве преисподнем, во мраке, в бездне», но Господь благоволил помиловать меня, и я был исторгнут из опасности, как головня из огня. Но вы, может быть, думаете, что никакая опасность вам не грозит? Что все это фантазия, вымыслы, плод воображения людей меланхолически настроенных, которые всего боятся? О нет! Все имеет свои последствия. Это — непреложный закон. В этой ли жизни или в будущей, но скверные дела должны принести и скверный плод. Если вы о Боге не вспоминаете и Его не видите, то Ему видны ваши души! И Он волен послать вам скорби, как и волен избавить вас от них.

Ч. Сперджен

Copyrights© 2017 All Rights Reserved by Vestnik Istiny®