« Обратно к выбору



1980 № 1

Саду Сундар-Синг


Страницы истории


Для тех, кто ничего не читал и не слыхал о Саду Сундар-Синге, его приезд в Европу ничего не говорил. Многие не пошли на его собрания и не думали, что он представляет из себя что-нибудь особенное. «Мы полагали, что это просто один из многих проповедников», — приходилось потом слышать от людей, которые вообще не хотят слушать проповедников, довольствуясь тем, что внешне они «христиане», но которым именно полезно было бы услышать правду из уст Сундар-Синга. Те же, которые пошли на одно или на все собрания, где говорил Саду, были поражены именно тем, до чего он не походит на других людей и даже на проповедников вообще.


Раз повидав его, нельзя было забыть уже того спокойствия и святости, которые исходили от него. В нем чувствовался человек не от мира сего—ученик Христа—Апостол. О нем можно сказать: «Вот человек, в котором нет ни рисовки, ни ложного пафоса, ни личного честолюбия». Еще довольно молодой, он, за свое сравнительно недолгое служение Христу, научился подыматься над обычными человеческими мыслями. Пока он стоит и молчит, это само спокойствие и скромность. Когда же он начинает говорить, — это огонь, жгущий души и выжигающий в них все больные и греховные места. Его голос—звучный, его жесты — искренние и правдивые; его слова — сильные и убедительные. Все в нем показывает человека, обладающего особой духовной силой, — «власть имеющего». А по окончании слова, когда он, застенчиво улыбаясь, подает руку подходящим,—это сама кротость и лучистая доброта.


Небезынтересно привести несколько деталей из его биографии, чтобы лучше понять, как возрастал этот человек, столь редкий по духовной красоте. Нет сомнения, что этот избранник Божий черпал свою огромную силу в общении со Христом. До 16 лет, пока он не зная Христа, громадную роль в его жизни играла его замечательная мать.


Необыкновенно одаренный мальчик, он прекрасно учился, и уже с семи лет знал наизусть «священные» книги на санскритском языке. Как глубоко убежденный индус-фанатик, преданный своей религии, он ненавидел христианство. В христианской школе на уроках Библии он занимался прениями, задавая самые каверзные вопросы миссионерам, высмеивал их, и раз, при всем классе, разорвал Евангелие и бросил в огонь.


А ночью, когда все в доме спали, он сравнивал индусские священные книги с Евангелием, останавливался над словами Христа и, устремив взор вдаль, задумывался над личностью Христа и Его необыкновенной жизнью.


И вот по воле Божьей из юного гонителя получился ревностный апостол Индии, обошедший несколько раз весь Тибет, Гималаи, Индию, босой, без всяких средств. Он побывал также в Америке, Австралии, Палестине, наконец, в Швейцарии, Англии и остальной Европе, не имея ни единого дня отдыха, всю душу отдавая Христу, горячо призывая к Нему всех равнодушных и неверующих. Слова его просты, проповедь не из книги, а из самой жизни, и потому она глубоко западает в душу.


В 1929—30 гг. Саду Сундар-Синг принял, по-видимому, мученическую смерть во время одного из своих миссионерских путешествий по Гималаям или Тибету.


Ниже помещено несколько проповедей Саду Сундар-Синга, произнесенных им во время посещения Европы.


I. Небо на земле



В Евангелии от Иоанна 4,42 читаем: «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».


То же самое хочу и я сказать вам: не с чужих слов уверовал я, а потому, что сам видел Христа воскресшего и истинно знаю, что Он — Бог.


Пришлось мне как-то быть в Палестине и сидеть у этого же самого колодца Иакова. Читая в Евангелии о встрече Христа с самарянкой, я не мог себе этого так живо представить. Здесь же картина встала предо мной со всей реальностью. И колодец, и город Сихарь все еще существуют; все так и сохранилось, как было при Христе. И вот когда Он попросил самарянку дать Ему пить, она очень удивилась: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?!»


Но Христос не был просто иудеем, не сообщавшимся с самарянами; Он также и в ней видел не просто самарянку. Для Него это была душа, которой надо было дать «воду живую». И Он говорил с ней как Бог и Спаситель.


«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек!»


Я испытал это и на себе и свидетельствую пред вами, что сделал для меня Господь. Пока я был язычником и читал индусские священные книги, я не мог утолить жажды духовной, но, уверовав во Христа, я нашел все в живом Источнике-Христе. Он вполне утолил мою жажду. Когда Христос открывается в сердце, никто не в силах молчать. Человек, принявший верой Христа, должен свидетельствовать о своем счастье. Так поступила и эта женщина-самарянка; она бросила у колодца свой водонос, забыв, что ее ждали с водой, и пошла в город звать других, говоря им, что нашла Христа.


И они, пришедши и услышав Его, уверовали после личного знакомства с Ним.


Такое личное знакомство необходимо всем!


Если вы хотите украсть, Он не станет силой удерживать вашу руку. Если вы хотите лгать, Он не придет остановить вас. Если вы хотите совершить другой какой грех, Он не будет вам силой мешать. Но, если вы готовы прийти к Нему, к Его любви, к добру,—Он вас примет и поможет!..


К несчастью, люди смотрят лишь своими телесными глазами, духовные же глаза их закрыты. Оттого они и не видят Бога или же видят только как бы сквозь туман. То же было и с учениками Господа, которые три с половиной года провели с Христом. А когда Он, по воскресении Своем, явился им по дороге в Еммаус, они долго не могли узнать Его. И только когда Он преломил хлеб, у них открылись духовные глаза. Они узнали, что с ними был Христос, и сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше. когда Он говорил нам по дороге?» (Лук. 24,32).


Мария, которая так любила Христа, тоже не сразу узнала Его по воскресении, а приняла сначала за садовника. И только когда Христос назвал ее по имени, у нее спала пелена с глаз.


Сердце человека возрождается, когда Христос входит в него!


«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоан. 15,4).


Люди охотно отводят Христу место в храме, но не дают Ему места в своем сердце.


Они живут в Божьей вселенной, потому что Бог есть всюду и все Собой наполняет. Но Бог не пребывает в них, потому что они не пришли к Нему и не приняли Его. Сердце их заполнено другим...


Во время моего путешествия по Гималаям, сидя однажды на берегу, я взял камень, лежавший в воде, и разбил его, чтобы посмотреть, мокрый ли он внутри. Но он был совсем сухой, хотя много лет пролежал в воде. То же и с сердцем человека: оно окружено Богом, но Бог не живет в нем, ибо оно твердо и жестко, как камень. Оно должно стать подобным губке. Губка в воде и вода в губке: они как бы едино, хотя губка не вода, и вода не губка. То же и с железом и огнем. Железо вне огня черно, а положите его в огонь, и огонь наполнит и преобразит его.


К сожалению, очень многие и из называющих себя христианами говорят: «Мы признаем, что Христос—великий человек, но мы не можем считать Его Богом».


Они не могут понять этого, потому что не желают испытать на себе Его Божественную силу. Я же испытал ее и свидетельствую пред вами, что Христос жив и что Он не только великий Человек, но что Он — Бог.


Могу ли я забыть все те чудеса, свидетелем которых я был в Индии? Индус благовестник Картар-Синг, мой близкий друг, был замучен язычниками. Я поехал на то место, где это случилось. Меня повели на ту самую гору, где его пытали и где он умер. Он был зашит в сырую буйволову кожу, которая, ссыхаясь на солнце, сжималась и душила его. У рассказывавшего мне об этом случае индуса на лице была написана радость. Я спросил его с удивлением: «Вы говорите такие печальные вещи, а лицо у вас радостное?» — «Это потому, что я видел нечто удивительное. Это была не смерть, а торжество и радость поразительные. У этого человека, умиравшего в пытках, лицо было исполнено такого блаженства и он так благодарил Христа за данное ему преимущество пострадать за Него, что все были поражены и многие даже уверовали». (Когда Сундар-Синг принес отцу Картара оставшееся от его сына Евангелие и рассказал о его смерти за Христа, старик со слезами сказал дрожащим голосом: «Я тоже верую в Него как в личного своего Спасителя!»).


Другой мой друг тоже был схвачен язычниками, которые сказали ему: «Или ты отрекись от Христа, или мы тебя сбросим в пропасть». Вид бездны был столь страшен, что его охватил ужас. Но он в молитве веры положился на Христа. Когда индусы увидели, что он не хочет отречься от Христа, они столкнули его в бездну. Он полетел вниз в глубокую пропасть. Но произошло чудо: он остался жив. Что было с ним потом, он сам мне рассказывал: «Когда я поднял голову, то увидел всего себя в крови и совершенно не имел силы, чтобы двинуться. Я подумал: «Вот я один, и никого нет, кто бы мог помочь мне». Но вдруг слышу голос: «Нет, ты не один!» Я даже оглянулся. Вижу, подходит человек, помогает мне придвинуться к скале и опереться о нее. Я попросил пить. Незнакомец пошел к ручью и принес мне два раза воды в пригоршне. На третий раз, когда я пил из его рук, я заметил, что руки его прободены. Тут я понял, что это Христос. Сердце мое горело благодарностью, и, когда я произнес: «О, мой Спаситель!»— «Прохожий» исчез.


Но Он оставил мне исцеление. Я почувствовал, что тело мое как будто и не разбито. Через час я уже встал и снова пошел в ту же самую деревню, чтобы засвидетельствовать, что сделал со мною Бог».


Когда мой друг все это мне рассказал, я невольно усомнился, потому что люди к таким случаям как-то не привыкли. И мне захотелось самому убедиться в полной истинности чуда. Через некоторое время я поехал в ту самую деревню, и местные люди, язычники, подтвердили мне этот факт, рассказав, как они были потрясены, увидев этого благовестника снова среди них. «Он был совсем здоров, в то время как мы были уверены, что он лежит разбившимся на дне пропасти»,— говорили они.


Лично надо мной, например, совершилось такое чудо. В одной индусской деревне мне сказали, что, если я еще раз приду говорить о Христе, меня убьют. Несмотря на это, я все-таки продолжал проповедовать.


Они меня за это не убили, но, раздев донага, туго привязали цепями к дереву и, что было ужаснее всего, у меня взяли мое Евангелие и мой единственный плащ и, замкнув цепи на замок, оставили меня одного. Это было трудное испытание. Вначале я очень страдал от голода. Потом стал горячо молиться и получил уверенность, что Христос не оставит меня. Всю ночь я мерз и не мог заснуть. Я молился. Вдруг мне стало так легко, я ясно ощутил присутствие Христа. Радость охватила мою душу. И тогда я понял, что значит выражение: «небо на земле». Холод больше не мучил меня; я даже смог уснуть. Я проснулся от шума: с дерева, к которому я был привязан, упал созревший плод. Я вздрогнул и в это время почувствовал, что цепи с меня спадают... Я был свободен!.. Тут же на земле лежал спелый плод, которым я освежил свое горло. Со всей любовью и от всего сердца я возблагодарил Христа — моего Спасителя.


Наутро я вернулся в ту же деревню. Вы можете себе представить их изумление! Они стали расспрашивать меня, кто открыл замок. Но замок остался запертым, а ключ от него, к тому же единственный, находился в руках самого жреца-ламы. Они недоумевали... Мне же было вполне ясно, Кто меня избавил.


Но вы спросите меня, почему на Востоке происходят чудеса, а здесь, на Западе, нет?..


Не огорчайтесь на эти слова! Я должен исполнить свой долг—должен сказать вам то, что Бог велит вам передать: вы Его не знаете и не ищете!


Грустно будет, если «последние» станут «первыми»! Принять Христа можно только в этой жизни, а вы говорите: «Нет времени для Бога!»


Но придет к вам смерть, и ей вы не скажете: «Нет времени умирать!» И смерть не ответит вам: «Ну хорошо, я подожду, пока вы кончите свои дела!»


В «долину смерти» вы придете одни! Совсем одни! Никто не будет вам сопутствовать!


Там только Христос смог бы вас встретить, если бы вы раньше приняли Его в сердце как своего Спасителя и Господа! Тот же, кто занят только мирскими делами, никогда не узнает Спасителя и никогда не найдет «неба на земле»!


Придите ко Христу, не медлите!


Если Христос открылся мне, великому грешнику, который Его преследовал, то тем более Он откроется вам, которые, может быть, никогда Его не гнали.


Из Евангелия мы видим, что Он никогда не отвергал грешников, приходивших к Нему. Их Он жалел, любил и принимал!


«Без Меня не можете делать ничего»! Если жизнь во Христе здесь на земле может дать блаженство и неизъяснимую радость, то что же будет в другой, вечной жизни в Его присутствии?!.


Будем же молиться, чтобы вы стали христианами не только по имени!


II. «Недалек ты от Царствия Божия»



В Евангелии от Марка 12, 28—30 мы читаем: «Один из книжников... видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему.. «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь».


Книжник вполне согласился со словами Христа и даже их одобрил. Но он сказал это не от сердца, а только от разума. Наши ведь мысли часто не опускаются ниже шеи и до сердца не доходят. Христос, зная это, ответил ему: «Недалеко ты от Царствия Божия». Эти слова книжник принял, вероятно, за похвалу. Хотя если бы он в них вдумался, то понял бы, что нечему было радоваться. Быть «близко» к Царству Божьему не значит быть в нем. Неразумные девы, проспавшие Жениха, не могли попасть на брачный пир. Хотя они и стучали в двери, но те были заперты. Могли ли девы радоваться тому, что они были так близко от брачного пира? Они были по эту сторону двери, а не по ту. Их отделяла всего лишь толщина двери. Они просили впустить их, но было уже поздно!


Возьмите другой пример: когда ожидался потоп, никто не хотел верить, что он будет. Строился ковчег, но люди все же не верили. Даже плотники, строившие ковчег спасения, не допускали возможности потопа; они шли на работу только потому, что им платили деньги.


Но вот начался потоп. Ковчег закрылся. Люди в отчаянии не знали куда деться. Поплыли к ковчегу. Вот они совсем уже у дверей его, совсем близко. Но они не в нем. Их туда не впустили, потому что Бог Сам затворил двери. Может быть и плотники взывали: «Но ведь мы же его строили!..» Да, вы его строили, но только ради денег; вам нет места в нем!


Так многие всю свою жизнь ходят «совсем близко» к спасению, посещают церкви, слушают проповеди, делают добрые дела, но не желают принять Христа — Царство Божье — внутрь себя.


Уверенность в спасении дает душе неземной мир... «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан. 14, 27). Но о спасении надо думать заранее. Мне вспоминается индусский рассказ об одном храбром охотнике. Он пошел один против льва. Имел прекрасное ружье, но промахнулся. Лев, разъяренный, готовился прыгнуть... Не зная как быть, охотник решил уже, что он погиб. Но тут он вспомнил про хижину в лесу и помчался к ней. Он был уже совсем у двери, «недалеко от спасения», но у него не было ключа в руке, чтобы сразу же открыть дверь. И пока он искал ключ в своих карманах, лев нагнал его и растерзал.


И здесь одна лишь только толщина двери отделяла охотника от спасения! Недалеко — не значит быть внутри!


Книжник напрасно гордился своим «разумным» пониманием заповеди Христовой. Так и нам недостаточно лишь внешне одобрять учение Христа и восхищаться Его жизнью. Надо всем сердцем принять Его как своего Господа и личного Спасителя.


Христос открылся мне, язычнику, великому грешнику, своими руками разорвавшему Его Евангелие Почему же Он не откроется вам, «христианам», если только вы будете искать Его? Потом вам же будет хуже, если вы останетесь равнодушными ко Христу теперь! В свое время Бог скажет вам: «Я даже индуса посылал к вам свидетельствовать о Мне, а вы не поверили!» Бойтесь запоздалого раскаяния!..


С ранней юности я был благочестивым индусом и думал, что в добрых делах найду душевный мир и спасение. Но я нашел его только во Христе. Христианство не есть религия или общество; христианство — это Сам Христос! Он дает Своим детям полный мир и радость даже в страдании. Одного моего друга за проповедь Евангелия привязали к дереву головой вниз. И в это время к нему подходили люди и спрашивали как он себя чувствует. Он отвечал им: «Я узнаю в вашем поступке вас самих, вашу натуру; у вас все: ваша жизнь, ваши взгляды, поступки, все — «головой вниз»! Нормальных людей вы не переносите, поэтому и меня вы повесили головой вниз!» Людям мирским неприятны люди, познавшие Бога; они хотели бы их видеть только «головой вниз»...


Лишь Христос Один может снять с нас весь наш грех и вселить Свой мир и Царство Божье в сердце!


Когда разбойник, распятый со Христом, понял сердцем, что возле него распят не простой человек, он обратился к Христу с мольбой. Христос ответил ему: «Ныне же будешь со Мною в раю!» Он не сказал ему— «через некоторое время будешь в раю», но — ныне же! Этими словами Господь показал, что, как только грешник искренне кается и верой принимает Его, он тотчас же и спасен Господом.


Другой разбойник, по другую сторону Христа, издевался над Ним и так и умер в грехе. Таким образом, на Голгофе умерли трое: Один — за грехи всего мира, другой— для греха (т. е. родился для новой жизни) и третий — в грехе.


Примите Христа, и Царство Божье будет внутри вас! Аминь.


III. Христос — жизнь



В притче о виноградаре (Матф. 21 гл.) рассказывается об отце, который, подошед к сыну своему, сказал: «Сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем». Отец не сказал: «Пойди приготовься, чтобы начать работу в винограднике моем»; он просто послал его сразу же работать. Ему нужны верные и преданные работники. В духовных школах слишком долго иногда готовятся теоретически. Научиться плавать нельзя по руководству. Надо чтобы вас бросили в воду, и тогда только из собственного опыта вы поймете, что значит плавать.


Недостаточно говорить о Христе, надо иметь Его в сердце!


Один такой теоретик-«благовестник» спросил меня: «Зачем нужно посредничество Христа? Ведь в притче о блудном сыне Отец Сам идет навстречу и принимает грешника!» Очевидно, спросивший меня хотел использовать эту притчу, чтобы показать ею ненужность искупительной жертвы Христа. Притча же эта приведена совсем для другой цели, а именно: чтобы показать радость на небе по поводу каждого обратившегося к Богу грешника. «Отцом», встречающим грешника, является для нас Христос! Старание придать этой притче чуждый смысл есть ни что иное, как только плод опасного и недобросовестного мудрствования.


Вместо того, чтобы принимать Евангелие как пищу духовную, иные «книжники» стараются его анализировать. Одному из них, постоянно все критиковавшему, я привел в пример химика, делавшего анализ молока. В то время как он разложил молоко на составные части и молоко, как пища, перестало существовать, я указал ему на девочку, которая тут же рядом пила из чашки молоко, не думая ни о каком анализе. И я сказал ему: «Если хотите, чтобы Евангелие было вашей духовной пищей, поступайте, как эта девочка с молоком: питайтесь им, не анализируя!»


Я очень благодарен западным благовестникам за все то, что они сделали для индусов. Некоторые из этих благовестников воистину были большим благословением для язычников. Но были среди них и такие, которые только оттолкнули многих от Христа. Тот, кто знает Христа лишь по книгам, не может быть миссионером. Он принесет больше вреда, чем пользы. Дайте нам лучше одного работника, но действительно познавшего Христа всем сердцем, чем сто невозрожденных ученых богословов!


Наши братья просят: «Дайте нам Жизнь и только Жизнь! Не надо нам теорий и человеческих рассуждении!»


* * *


Истина одна. Она только по-разному освещается различными людьми, смотря по их разумению. Будь это святые прежних веков, будь это верующие на Западе или в Индии, поскольку они свидетельствуют о самой Жизни — о Христе, они находятся в истине и идут, хотя и внешне различными путями, но к общей цели. Я читал много, и чтение мне много открыло, но, конечно, только личный опыт вводит в живое общение с Богом. В духовном колледже от теоретического изучения я получил мало. Надо, чтобы у нас разум работал наряду с сердцем; только тогда получится гармония. Изучая единую истину, мы можем учиться и у братьев на Западе, и у братьев на Востоке. Я был в Америке и Англии, говорил там со святыми людьми и многому от них научился. Но я говорил там и со студентами-богословами, среди которых нередко наблюдается следующее: они вдруг охладевают и бросают свои занятия. Я спросил некоторых из них о причине этого. Они объяснили это тем, что в некоторых колледжах теория начала убивать жизнь. И они предпочли уйти.


* * *


Каким же путем найти Бога тому, кто не приобрел еще живого Христа, но всеми силами души хотел бы иметь Его в себе? Есть лишь один путь, который Сам Христос нам указал. Бог устрояет все гораздо более просто, чем мы это думаем. Люди все любят усложнять, а Он действует самым прямым и простым путем. Надо обратиться непосредственно к Самому Христу, совершившему наше искупление, и вы будете спасены! Голгофская Жертва — Божий ответ на нужду грешника!


* * *


Как верующему узнавать волю Христа и как ему освободиться от власти греха? Путем отдачи Христу и молитвы Он открывается все больше и больше; и, исполняя Его волю, мы больше с Ним сближаемся и научаемся все внимательнее прислушиваться к Его голосу в нас. Это нужно познать на опыте; объяснить это трудно, так как это чисто личный опыт.


На второй вопрос мне не приходится много отвечать, так как кто имеет в сердце Христа, тому не трудно побеждать грех.


Меня спрашивают: не были ли мои страдания полезны для души и не повлияли ли они на мое обращение?


Хотя я и рассказывал вам о моих страданиях, тюрьме и гонениях и употреблял, за неимением других, это слово, но я должен сказать, что слово «страдание» совсем не передает того душевного состояния, которое я тогда переживал. Страдать за Христа— это нечто особенное. Это значит переживать высшую, какая только доступна людям, радость на земле. Это состояние иначе нельзя назвать, как «небом на земле».


Когда мне в тюрьме по два дня не давали есть, я был более счастлив, чем когда на воле получал иногда и очень вкусные блюда, потому что при всех внешних лишениях я сильнее переживал присутствие Христа. Я никогда не боялся страданий за Него и очень часто возвращался на прежние места, где меня преследовали. Никто из людей не заставлял меня делать это, шел я сам, по доброй воле. Страдание за Христа — это не страдание, а высшая радость! До своего обращения я действительно страдал. Вот это был ад! Я томился от пустоты жизни и не имел ни минуты покоя; я читал до поздней ночи индусские книги, ища в них ответа. Отец, бывало, говорил мне: «Ты себе губишь глаза! Зачем тебе, такому юному, мучиться всеми этими вопросами?» Но я с болью в сердце искал истину. И нашел я ее только во Христе!


Мне говорят, что если в восточных странах дети Божьи, служа Христу, и могут делаться мучениками и испытывают от этого высшую радость, то что же делать тем, которые живут на Западе и которым пытки за Христа не грозят? Не является ли для них такой же духовной радостью жизнь в заботе о бедных, о больных, которым отдаются, например, сестры милосердия и другие? На это можно сказать вот что: «Умереть за Христа легче, чем жить для Него каждый день!» На днях я узнал, что одного моего друга, проповедника, убили язычники. Но это не значит, что он умер. Я знаю, что он перешел в новую, высшую жизнь. Истинный христианин не умирает! Это только тело его умирает!


Если вы когда-нибудь, может быть даже скоро, услышите то же и о мне, не горюйте, а порадуйтесь за меня. Не считайте, однако, что я намеренно ищу мученичества; я только без всякого страха об этом думаю. Но я предпочитаю жить для Христа, чтобы как можно дольше свидетельствовать о Нем.


Служить ежедневно Иисусу Христу, это значит умирать ежедневно для себя и для греха. Каждый день тогда умирает наш эгоизм, наше ветхое «я»! Это нелегко, но с помощью Христа дети Божьи могут переживать это каждый день.


Еще раз скажу: никакого нового вероучения я не принес. Я только свидетель живого Христа перед вами!


Да будет Его мир у вас в сердцах!

Продолжение следует...

Copyrights© 2017 All Rights Reserved by Vestnik Istiny®