« Обратно к выбору



1980 № 3

Валтасарова легкость


И ты... Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это. (Дан. 5. 22)


С тех пор как Навуходоносор, царь Вавилонский, осадил Иерусалим и пленил Иудеев, в его жизни произошло много необычайных явлений. Упоенный славой и силой своего могущества, он однажды на ложе своем размышлял о том, какие события произойдут в последующие годы его жизни, и ему приснился сон. Пробудившись, он по какой-то причине забыл его совершенно. Сон был вещим, но сколько ни напрягал он память — не мог вспомнить ни одной его детали. «Слово отступило от меня», — в большом беспокойстве говорил царь собравшимся тайноведцам и просил их объяснить свой сон. Но они не рассеяли мрачного настроения царя и не смогли рассказать ему сна. За это Навуходоносор дал повеление истребить всех мудрецов.


Но тут произошло неожиданное: один пленный молодой еврей взялся открыть царю тайну и слово в слово пересказал ему сон и объяснил его значение. За всю свою жизнь языческий царь не встречался с подобным чудом. Это была его первая встреча с силой Всемогущего Бога. В этот день Навуходоносор впервые услышал свидетельство от Даниила, что есть на небесах Бог, открывающий сокровенные тайны и знающий что во мраке (Дан. 2; 22,47). Царь был потрясен доподлинно точным пересказом сна и совсем не по-царски пал на лицо свое и поклонился чужеземцу в знак величайшего к нему благорасположения. В порыве откровенности Навуходоносор признал, что Бог Даниила воистину есть Бог богов и Владыка царей!


Но быстро царь забыл о своем признании истинного Бога. Жизнь его потекла прежним языческим руслом. Праздники, пиршества, развлечения — сменялись одно другим. Вскоре он сделал огромный золотой истукан. И в день его торжественного открытия со всех концов страны стекался народ. На поле Деир — море людских голов. Гремит музыка, и многотысячная толпа самозабвенно неистово кланяется идолу. И только три пленника, три чужеземца выделялись из всей толпы. Они осмелились не подчиниться царской воле, колени их не сгибались перед грозным чудовищем, пoтому что с юности они поклонялись и служили единому Богу — Владыке неба и земли.


И за эту неделимость души, за эту безоговорочную преданность Богу они были брошены в непомерно разожженную печь, потому что этого пожелал оскорбленный непослушанием царь.


Языческий город еще не успел забыть, что благодаря еврейскому пленнику Даниилу тысячи вавилонских мудрецов были избавлены от верной смерти, как жители его вновь услышали поразительную весть: три других пленных иудея, брошенные царем в печь, остались живы! Вполне возможно, что для многих язычников было безразлично' кого и за что хотел сжечь царь, но то, что эти отроки вышли невредимыми из огненной стихии, ни для кого не могло пройти незаметно и невольно наталкивало людей на серьезные размышления.


В страхе перед всемогуществом Иеговы Навуходоносор серьезнее всех, кажется, отнесся к этому. Он благословил Бога Седраха, Мисаха и Авденаго и всем живущим разослал сообщение о том, что эти знамения и чудеса Всевышний Бог совершил ради него (Дан. 3, 32), чтобы он лично убедился в бессилии своих языческих богов и поклонялся живому Богу.


Но и второе побуждение приблизиться к истинному Богу вскоре бесследно рассеялось в сердце царя. Благоденствуя в чертогах своих, он забыл о Боге и продолжал грешить.


«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении... Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33,14—18).


Так милостиво Бог поступил и с Навуходоносором и послал ему второй тревожный сон. Царь вновь позвал Даниила объяснить видение, потому что гадатели и в этот раз не в состоянии были помочь ему. Когда Даниил выслушал сон, сердце у него замерло: какое строгое предупреждение было послано царю! «Царь, — убеждал Даниил своего властителя, — поторопись искупить грехи твои правдой и беззакония твои милосердием к бедным...» Но Навуходоносор спокойно выслушал советы Даниила и не поверил ни единому слову Божьего предостережения. «Сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости» (Дан. 5, 20).


Тогда, чтобы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, Бог лишил его славы и ума и допустил уподобиться скоту: у него отросли волосы, как у льва, и ногти, как у птицы. Он ел траву, как вол. Царь был отлучен от людей, потому что никто не мог находиться рядом с таким чудовищем, у которого человеческое лицо и безумный звериный взгляд. В таком состоянии царь прожил семь времен, наводя ужас на всех, встречавшихся с ним. Изнеженный царь жил с дикими зверями до тех пор, пока не пришел в себя и не познал, что перед всесильным Богом он ничто и только Бог один есть все во всем.


После того как Навуходоносору вернулся разум, от прежней напыщенности его не осталось и следа. Послушайте, что говорит этот язычник: «Все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан. 4, 32).


Один молодой человек пришел к Богу только после того, как были парализованы его руки и ноги. Зная глубину своей испорченности, он искренне говорил: «Если бы у меня действовали руки, я бы передвигался на инвалидной коляске и, поскольку я мог донести до рта стакан,— напивался бы до потери сознания...» Прикованный к постели, он благодарил Бога за спасение своей души и не роптал.


Откровенное признание Божьей справедливости по отношению к нему, а также своей крайней порочности мы слышим и из уст Навуходоносора: «Ныне я... славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4, 34).


Об этих необычайных явлениях в жизни вавилонского царя знал еще один человек — Валтасар. (Примечание: Валтасар — последний халдейский царь в Вавилоне. Из всеобщей истории известно, что последним царем в Вавилоне был Набонед или Лабинет, и что он не был захвачен врагами в Вавилоне, а в Борсиппе, уже после того, как столица была взята. Между тем очень недавно открылось, что действительно был царь Валтасар, сын Набонеда. На одном вавилонском цилиндре сам царь Набонед (Набунахил, т.е. Нево возвышен) написал о Валтасаре: «хабал ришту питх либбна», т.е. Валтасар, мой первородный сын, потомок моего рода» (Мелин) По всей вероятности, когда Набонед оставил Вавилон, чтобы сражаться с Киром, его сын Валтасар, остался в городе как его заместитель. В книге пророка Даниила написано, что Навуходоносор был отцом Валтасара, это нужно толковать в широком смысле. ["Библейский словарь". Эрик Нюстрем]).


Слово Божье свидетельствует о нем: «И ты... Валтасар... знал все это» (Дан. 5, 22). И, зная, с чего же начал самостоятельную жизнь этот молодой человек? Сделал ли он для себя вывод из перенесенного Навуходоносором? К сожалению, нет. Валтасар мог не знать о внутренней перемене в Навуходоносоре, когда тот, смирившись, произнес слова полные кротости и возвеличения всемогущего Бога. Но то, что на царский престол снова восходил тот же Навуходоносор, которого отлучали от людей,— Валтасар должен был знать и серьезно задуматься: что же происходило с Навуходоносором? Но первые шаги его жизни свидетельствуют о том, что все эти исключительные события совершенно не затрагивали его сердца и ничему не научили. Свою жизнь он проводил так, словно ничего об этом не знал и не слышал. Страха перед всемогущим Богом у него не было, благоговеть перед Ним он не желал и не побоялся даже осквернить священные сосуды храма Божьего, к которым Навуходоносор не посмел даже прикоснуться. Во время пира Валтасар демонстративно пил из них и велел другим следовать его безумному примеру.


В пьяном угаре, забыв обо всем на свете, он вместе с вельможами славил своих многоликих богов. Воистину «веселие беззаконных кратковременно» (Иов. 20, 5). «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице... и колена его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели... гадателей...» (Дан. 5,5—7). Но они ничего не отгадали.


И опять разыскали Даниила, и, как некогда Навуходоносору, Даниил высказал Валтасару горькую правду о его судьбе. И он должен был признать, что на самые важные события в жизни он не обратил никакого внимания, обошел их стороной.


Но, может быть, он по молодости не смог верно расценить что произошло с Навуходоносором, и потому вел беспечную разгульную жизнь? Слово Божье не оставляет сомнений на этот счет: «И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это...» (Дан. 5, 22). Да, Бог явил ему достаточно чудес и проявлений Своего могущества. Впереди прошел Навуходоносор скорбную, возможно, единственную в своем роде божественную школу смирения, но Валтасар не захотел остановить на этом пристального взгляда своего сердца. Он закрыл уши свои от вразумления и вознесся против Господа, славил своих слепых, немых и глухих богов. А Бога, в руке Которого дыхание его и у Которого все пути его, не прославил. За это и послана была от Него кисть руки, предупредившая его на краю пропасти, что минуты жизни его сочтены, что он найден слишком легким.


В роковую минуту Валтасар нашел время надеть на Даниила золотую цепь, воздать почести, но для спасения своей души он так и не смог сделать ничего. Преступная легкость, полное пренебрежение Богом и Его предупреждениями взяли верх и здесь. Для собственного раскаяния уста его были сомкнуты. Почему? Благоприятное время для спасения упущено. Слишком долго он легкомысленно относился к Богу. Видя могучие действия Всевышнего, он сознательно не хотел воздать Ему славу.


Слышать о том, как такой же человек, как он, ел траву, и не задуматься о причинах, приведших к этому,— какая душевная пустота! Не взирать на действия руки Божьей, смиряющей других людей,— непростительная легкость. Она сначала привела Валтасара к дерзкому надругательству над святыней, а затем и к окончательной гибели.


«Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис. 26, 9). Чем еще можно было заставить Валтасара задуматься над своей судьбой? Проживи он с такой легкой душой самую длинную жизнь, он все равно обнаружил бы только необузданное своеволие, непростительное кощунство. К голосу Божьему он остался глух и «если... будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать... и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26, 10).


Какой серьезный урок преподносит сегодня нам беспечная жизнь Валтасара и его скоропостижная смерть, а затем вечные мучения в потустороннем мире.


Легкость, невнимание по отношению к очевидным знакам Божьего вмешательства в нашу судьбу или судьбу церкви Христовой порождает в итоге кощунство над Богом. Кто бы мог подумать, что из-за такого, кажется, совсем безобидного нежелания христианина вникать в совершаемую Господом работу в нашем братстве, — некоторые души, не подозревая этого, стали в стан противников Божьих!


«Смотри на действование Божие» (Екклес.7,13),—со всей серьезностью призывает Слово Господне всех нас, а особенно молодых христиан, которым необходимо оценить пройденный отцами путь и начать свой. Как важно в тревожном водовороте событий последнего времени заметить действование Божье!


«Господи! рука Твоя была высоко поднята; но они не видели ее; увидят и устыдятся», — говорил пророк Исаия (26, 11) о беспечных людях. Дорогие друзья! Видели ли вы простертую руку Господню для защиты наследия Своего в нашей стране в нашем братстве? Знаете ли вы, когда современные «Навуходоносоры» пленили церковь и унесли из нее все самое святое, самое драгоценное? Задавались ли вы вопросом: почему Бог допустил такое опустошение? Рассказывал ли вам кто-либо, как народ Божий в тяжелое время сидел во тьме и тени смертной, окованный скорбью и железом, потому что «не покорялись словам Божиим, и небрегли о воле Всевышнего» (Пс. 106,10—11)?


Спросите, и вам расскажут, какими «истуканами» отступники наводнили церковь в нашей стране к 1961 году. Какие богопротивные «Положения» и «Инструкции» были разосланы по общинам, чтобы все без исключения подчинялись не евангельским постановлениям.


Обратили ли вы внимание, что даже во времена массового отступления и идолопоклонства у Бога всегда находились люди непорочные, справедливые, богобоязненные и удаляющиеся от зла? Иов. 1, 8. Следуя за Иисусом Христом узким путем, они не подчинились этим богопротивным предписаниям. Вы знаете также, что многие христиане наших дней, твердые в своей непорочности, были брошены в печи испытания, раскаленные сильнее обычного. Многим из вас знакомы имена побывавших во львиных рвах. Вы приветствуете их стойкость, удивляетесь, что они не сломились, не сгорели в огне преследований.


Но знаете ли вы имена тех героев веры, которых Бог не избавил от мучений, кто сгорел за свою верность? Их принуждали исполнять «Положение» и «Инструктивное письмо» ВСЕХБ, заставляли посещать зарегистрированные молитвенные дома, но они приняли смерть и не пошли на отступление, как например, наш брат Хмара.


Дорогие молодые братья и сестры! 19 лет на ваших глазах происходят события исключительной духовной важности. 19 лет Бог смиряет многих отступников, возможно, среди них есть и ваши отцы, чтобы они, как некогда гордый Навуходоносор, признали только власть небесную над своей душой и над церковью. Но многие из вас с поразительной легкостью относятся к проводимой Господом работе по очищению церкви. Многими сердцами владеет беспечность Валтасара, который не способен был предвидеть роковых последствий своего равнодушия. «Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал» (Ис. 42, 20). Атеисты настойчиво вербуют уже молодых христиан в свои ряды и убеждают, что нет ничего предосудительного в том, чтобы сотрудничать с ними по церковным вопросам, а отступившие служители не предупреждают их, потому что сами нередко связаны греховными цепями обязательств. Отцы блуждают в подземельях без света... «сделались добычею... ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!» Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?» (Ис.42,22-23). —Очень немногие. Большинство молодых христиан проводят жизнь в шумных молодежных вечерах, пышных свадьбах, где съехавшаяся отовсюду молодежь демонстрирует друг перед другом свои способности. И мало кто задумывается: не легковесное ли это развлечение и служение себе? 1 Кор 7. 35. Хоры разучивают усложненные гимны, оркестры играют почти в каждой общине, а когда атеисты на предательских условиях навязывают общине регистрацию, не всегда можно услышать на членском собрании мужественный здравый голос молодого христианина! Нередко молодежь остается безразличной к решению самых важных вопросов в жизни церкви. Старшие братья, поощряя веселье молодежи, соглашаются на осведомительство, подотчетность, прекращение информации о гонениях, — переходят от одного зла к другому, а многие молодые друзья не вникают в то, кто будет подлинным руководителем церкви после такой регистрации; была бы только возможность спокойно собираться, играть и петь. «И цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5, 12).


В одной общине, принявшей регистрацию на условиях исполнения законодательства, служителя спросили: «Брат, а как вы смотрите на такую регистрацию?»


— «А я еще об этом не думал», — спокойно ответил служитель.


Валтасарова легкость — какой это опаснейший недуг! Это она нашептывает: «Не затрудняй себя рассуждениями кого и за что постоянно томят в неволе и осуждают на жестокие сроки; не придавай значения кто и за что умирает в тюрьмах и кого убивают в «случайных» авариях на свободе; не обращай внимания, что многие квартиры верующих постоянно прослушиваются, говори везде, не опасаясь, о церковных делах; относи к случайным совпадениям то, что во многих общинах гонители не дают провести спокойно ни одного богослужения, в то время как другие пользуются их постоянной благосклонностью; но проповедуй, веселись в многолюдных общениях, проводи под видом «духовных» отвлеченные, никуда не зовущие беседы, а о том, что атеисты, пользуясь преступной доверчивостью отдельных служителей и молодежи, уводят церковь с путей святой независимости,—не тревожься и не думай!» В таком губительном безразличии проводят свою жизнь сегодня многие христиане. Каким роковым будет их пробуждение у закрытых врат вечности!


«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших, — говорит Господь. — Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Амос. 5, 21 — 24).


Сегодня гонители бросают все силы для того, чтобы руками малодушных служителей и безразличной молодежи преградить этот сильный поток правды о том, что Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Иоан.18, 36), а поэтому ни в каком покровительстве, кроме Господа, она не нуждается и в своей деятельности дает отчет только своему Руководителю и Главе — Господу нашему Иисусу Христу. За эту свободу — принадлежать только Возлюбленному своему, Церковь платит кровью мучеников уже вторую тысячу лет. «Но как было во дни Ноя... перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж... и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мтф. 24, 37 —39). Ной с поспешностью строил убежище от готовой вот-вот разразиться стихии, потому что верил словам Господним, а люди, перед глазами которых высились стены ковчега, усердно старались не думать ни о чем тревожном.


Дочь верующих родителей, ведущую легкомысленный образ жизни, спросили: «Вы столько слышали о БОГЕ и пренебрегаете спасением, хотя знаете, что вам в любом случае не миновать справедливого Божьего суда?» — «Знаете, — ответила она с невозмутимым спокойствием, — я стараюсь об этом никогда не думать».


Самую обильную жатву сегодня собирает дьявол на нивах беспечных людей. Разве трудно одолеть спящего, не помышляющего о том, что будет после? Ис. 47, 7.


Пророк Исаия, глядя на беззаботно пирующих перед своей гибелью людей, пришел в отчаяние: «Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня... Приготовляют стол; растилают покрывала: едят. пьют. «Вставайте, князья, мажьте щиты!» (Ис. 21, 3 — 5).


Вставайте, беззаботные молодые друзья, из-за праздничных застолий, пока в чертогах вашего веселья не вышла Божественная кисть руки и не вынесла страшного приговора за вашу легкость к делу домостроительства независимой, отделенной от мира церкви и за ваше пренебрежительное отношение к крови мучеников наших дней, отдавших свою жизнь за чистоту церкви!


Вставайте, надевайте щит веры и выходите на брань с противником душ наших, которому в такой близкий перед пришествием Христа час удалось усыпить не только отдельных служителей, но даже и общины. Обратите серьезное внимание на многолетнюю борьбу церкви за безраздельную власть Христа в ней. Не отнеситесь безразлично к проводимой Господом работе по очищению и освящению церкви, «чтобы узы ваши не стали крепче» (Ис. 28, 22).


Не позволяйте безбожникам входить во святилище ваших общин, чтобы Господь, пришед, не сказал вам: «Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их (необрезанных сердцем) для стражи в Моем святилище» (Иез. 44, 7 — 8).


Поддерживайте руки тех служителей, которые во время всеобщего отступления и безразличия постоянно стоят на страже святынь Господних (Иез. 44, 15) и неустанно разъясняют путь Господень, чтобы не услышать вам этого ужасного приговора: «И ты знал... все это, но не стал на сторону правды, не внял голосу Призывающего». Итак, бодрствуйте, ибо близок час!


Copyrights© 2017 All Rights Reserved by Vestnik Istiny®