« Обратно к выбору



1983 № 2

Дождь в пустыне



Кто из нас не пережевал, особенно в последнее время, томление духа, недовольство своей жизнью, ее бесплодностью, бессилием и безрадостностью? Кто из нас не жаждет и сейчас полноты Духа Святого и не молится о пробуждении?


Жили ли вы когда-нибудь в солончаках или пустынях? — Почва растрескалась от сухости и жары, воздух без ветерка окутывает вас, как душным пологом, зелень серая, поблекшая. И вдруг — надвинулось облачко и... полил дождь, потоками, каскадами, благодатный, оживляющий дождь в пустыне. Когда-то давно, по молитве пророка Илии, Бог послал такой дождь.


Многие дети Божьи молятся, чтобы Господь послал духовный дождь, пробуждение от Духа Святого. И по молитве их Бог посылает этот дождь. Но надо его распознать. Не принять извержения с серой и пеплом какого-нибудь вулкана за дождь. Многие видят пробуждение во взрыве чувств и религиозном экстазе. Это ли дождь? Из Евангелия не видно, чтобы у Христа когда-либо были такие взрывы. Может, наедине с Богом и был Он в особом состоянии. Но когда Он с учениками и народом, смотрите, как разумно, спокойно и уравновешенно Он говорит; Он открывает глубокие духовные законы, мысль Его неустанно работает (вдумайтесь хотя бы в то, как искусно испытывает Он Своих собеседников), и вместе с тем, во свидетельству народа, никогда еще человек не говорил так, как Этот Человек. «Ибо слово Его было со властью». Он никогда не терял этой власти: ни при беседах с мытарями, учениками и фарисеями, ни при случайных встречах с людьми. И все Его кратковременное служение было «благодатным дождем».


Нам надо учиться у Иисуса Христа. Желая пробуждения, молясь о нем, прежде всего надо постараться получить правильное о нем представление. Истинное пробуждение, несомненно, должно быть подобно тому, каким оно было при Иисусе Христе. Многие, может быть, в первый раз остановятся на той мысли, что трехлетнее служение Иисуса Христа было и трехлетним временем истинного, единственного в мире духовного пробуждения, и в первый раз увидят, что их представление о пробуждении было совершенно ложным.


Когда по арене цирка в свете электричества скачут нарядные лошади и клоуны, делая неистовые прыжки и пируэты, детям кажется, что вот это и есть настоящая сила, воодушевление и жизнь. Почему кажется? Во-первых, потому что они не знают ничего о закулисной жизни арены. Во-вторых, потому что они не видели таких лошадей на воле, в обширных степях, такими, какими их сотворил Бог. Жизнь, воодушевление можно подделать, и нередко за этой подделкой кроется неразумная трата жизненных сил и энергии.


Пробуждение, думают некоторые, это какое-то сверхъестественное напряжение религиозного чувства, нечто антинормальное, когда весь ход обычной жизни должен остановиться и человек живет в атмосфере постоянного подъема, радости, восторга и пр. Когда они видят нечто подобное, то думают: вот оно пробуждение! Почему? Потому что не задумываются о внутренней стороне этого пробуждения, какие причины вызвали его, какого рода был тот источник, что забил вдруг в человеческой душе: одной, другой, третьей и т.д. Возможно, и потому, что они не жили в настоящем пробуждении, в постоянном, непрерывном общении с Иисусом Христом, когда Он в нас и мы в Нем, и потому ничто неистинное нас не может обмануть. Итак, рассмотрим, во-первых, какого рода было пробуждение при Иисусе Христе, тот «дождь в пустыне», который три года орошал сухую почву вокруг Него. Во-вторых, что это за источник в человеческой душе, что вызывает истинное пробуждение? Как открыть его, отделить от всяких других источников и поддерживать его чистым и живым?


Вы помните, когда Иоанн послал своих учеников к Иисусу спросить: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?», Иисус отвечал: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят... мертвые воскресают... и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (т.е., кто распознает этот живой источник). Значит, одним из признаков этого пробуждения была власть над тем, перед чем мы обычно теряемся, — над материальным миром и его железными законами. Железные законы материи можно победить только золотыми законами духа. Эти законы духа Иисус Христос открывал Своим ученикам и проводил их в жизнь. Исцеление страждущих, воскрешение мертвых было не только знаком явления Мессии, Сына Божьего, но было также отличительной чертой нового Царства, провозгласить которое Он пришел. Эта власть над материей и царством князя мира сего вручалась всем членам нового Царства: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лук.10:19) и была отличительным признаком пробуждения при Иисусе Христе.


Затем, посмотрите, как захватывались им люди, самые, казалось бы, очерствевшие и преданные греху. «Иди за мной» — и богатый мытарь оставляет все и идет за Христом. Грешница падает к ногам Его и оставляет прошлую жизнь. Ученый законовед приходит к Нему ночью учиться высшей жизни. Вот и еще один признак — власть над человеческими душами, вернее, над их волей, не менее удивительная власть, чем власть над материей. Что делали люди, приходившие к Иисусу? Они оставляли все ради Него, и прежде всего себя и свои выгоды и преимущества. Личных выгод в следовании за Иисусом не было. Надо было преодолевать боязнь одиночества, голодания и привязанность к комфорту и любимым привычкам и взглядам. Здесь проявлялась власть над характером человека, та власть, которую многие из нас хотят получить, когда говорят: «такой уж у меня характер, что мне с собой делать!», или: «не могу, как не борюсь, преодолеть этой своей привычки». «Оставить все» — это власть, т.е. дар; это то, чем мы можем отныне пользоваться и распоряжаться.


Чем жили эти люди, следовавшие за Христом и оставившие все? Он учил их. Чтобы понять красоту и силу истинного пробуждения, надо вдуматься, чему учил их Христос и как учил. Эта Божья мудрость, которой питались Его ученики, была отныне их духовным хлебом. Они учились «жить Им», как Он жил Отцом,— учились терпеливо, шаг за шагом. О, глубокие тайны учения Христова! Разве это только наставления о нравственной жизни? Таких наставлений было много в законе Моисеевом. Души вокруг жаждали не столько наставлений, сколько силы и жизни. То, чего жаждем и мы. И они получали эту силу и жизнь. Струя ее была настолько сильна, дождь настолько глубоко проник в почву, что доныне струя эта льется.


О, благословенное время общения со Христом, благословенные уроки истинного знания, тихие, серьезные, полные красоты и жизни! Уроки, раз навсегда изменяющие жизнь, а не только на месяц «первой любви», после чего следует охлаждение или омертвение. Уроки не экстаза, не чувства, не того, как жить вне страданий, вне боли и греха, но того, как побеждать страдания, побеждать грех, побеждать болезнь и смерть, побеждать силы мрака и князя тьмы, — уроки о власти и о победе. Если мы не имеем их, то не знаем что такое пробуждение. Возможно ли нам иметь их? Возможно. Возьмем драгоценную книгу — Библию, попросим Бога руководить нами Своим Святым Духом, скажем Ему: «Хочу, Господи, исполнить то, чего Ты хочешь от меня: отвергнуть старое, жить Небесным хлебом, жить Тобой и побеждать власть тьмы для Твоей славы. Пусть забьют источники в пустыне для многих страждущих вокруг. Учи меня». И тогда начнется то, чего вы так жаждете: уроки истинного пробуждения в Духе Святом.


Но исследование Слова Божьего должно быть неразрывно связано с практикой. Бог дал вам не только мышление, не только разум, не только воображение и способность оценивать прекрасные истины, но и волю. Ведь и ученики Иисуса Христа усваивали на практике Его уроки.


Возьмем такой пример. Вы читаете о всеоружии Божьем (Еф.6:11-18), облекшись в которое, возможно устоять и «преодолеть все» в день злой. Представьте себе его как можно реальнее. Где у меня сейчас пояс истины, броня праведности, обувь готовности благовествовать мир, щит веры, шлем спасения, меч Слова Божьего? В порядке ли это оружие? Может быть, оно залежалось, заржавело, испортилось кое-где, требует обновления? От меня ли зависит иметь его всегда в порядке и наготове? — От меня. Что я должен делать? Сидеть сложа руки и ждать, пока щит, пояс, обувь сами собой сделаются новыми? — Нет. Бог дал мне волю. Ее надо употреблять. «Господи, я сознаю, что мое старое оружие негодно, и беру новое от Тебя: избираю путь истины, праведности, готовности свидетельствовать, веры, спасения через Твою Кровь; я беру также Твое слово как самый острый и блестящий меч и отныне буду тщательно хранить его». Может быть, два раза в день придется поднять это оружие, но только не давайте ему лежать, употребляйте его. Смотрите как на врага на все то в вас и вне вас, что противостоит этому оружию, и тогда идите в битву.


Стоячая вода — не христианство. Бог всегда действует, и Дух Святой сравнивается в Библии с живым источником воды, которая всегда бьет ключом. Человек, который просит о Духе Святом и о пробуждении и рассчитывает, что Божий ответ на его просьбу даст ему возможность отныне пребывать в покое и безгрешном неделания, не знает чего он просит. Молитва о пробуждении и о Духе Святом, это молитва о битве и заявление о своей готовности вступить в нее. Начиная битву, мы начинаем пробуждение. Чем яростнее битва, тем крепче дух воина, тем сильнее пробуждение.


«Хорошо, но с чем бороться, — говорят мне, — когда я верю, что грех мой искуплен и я не живу более в грехе, не живу по плоти?» «Кто говорит, что не имеет греха, обманывает себя», — говорит апостол Иоанн. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха», — сказано в послании Евреям. «Будь верен до смерти»,— ободряет воина-христианина «Первый и Последний» в Откровении, т.е. Христос. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». Какой это энергичный призыв к бодрствованию! Есть, очевидно, то, с чем надо бороться! Но эта борьба радостная, так как в ней за нас Бог.


Установим теперь точнее: что в нас борется и против чего, или иначе: где источник истинного пробуждения, дающего власть и силу? Неужели мы, найдя его, не станем оберегать его, как зеницу ока, от всего, что могло бы засорить или загрязнить его?! Да ведь он для нас драгоценнее, чем колодец в пустыне! А как берегут такой колодец жители пустыни! Источник в нас, конечно, не мы сами, ибо при возрождении мы получаем новую жизнь от Духа Святого. Он — живой источник в нас, обитающий в нашем духе. Сражаемся же мы сами, наша личность; сражаемся, очевидно, тогда, когда побуждает нас к этому Дух Святой. Сражаемся против всего того, что нападает на наш дух и мешает нам сознательно жить в нем, имея общение с Бегом. Ведь лишь это общение и дает нам власть. Что же нападает на наш дух, в котором лишь мы и имеем общение с Богом?


Рассмотрим день христианина. Сегодня утром я проснулся. Первая мысль: «Что за неприятный сон был, от него какая-то тяжесть на сердце». Вторая мысль: «Но я принадлежу Христу, а в Нем нет мрака». Несознательно я уже начал битву. Чисто «душевное» переживание, воспоминание неприятного сна, напало на мой дух. И я отразил его щитом веры во Христа.


Надо вставать. Но не хочется вставать, потому что тело противится: так бы хорошо еще полчасика поспать. — «Но тогда ты пропустишь утреннее чтение Слова Божьего, не укрепишься в духе». О, опять на дух нападение! И на сей раз нападает плоть. Но вспомни, что ты воин. Где твоя броня? Опять битва — и нападение на дух отражено.


Начинаю читать Библию — и почему-то не нахожу ничего для себя живого в ее стихах, как будто все уже перечитано. Правильно ли это? — Нет. Знаю, что Библия — книга откровения Божьего и неисчерпаемая глубина Божьей мудрости. Откуда-то опять нападение на мой дух, и я должен занять оборонительную позицию. Но откуда, вот беда, сразу не понять. Рассмотрим врага поближе. Библия открывается лишь, когда мы читаем ее в Духе Святом. Чист ли мой дух — сосуд Духа Святого? Прихожу к заключению, что должен всегда разбираться, в каком состоянии мой дух, т. е. в духе ли я сейчас. — Испробуем, будем молиться. Начинаю, и... какая же буря лишних мыслей, чувств, представлений, впечатлений поднимается! Точно я спугнул стаю ворон. Не могу долго сосредоточиться из-за этой жизни души, жизни своего «я», которая мешает мне молиться Так вот кто наседал на мой дух, кто буквально забил его куда-то далеко в угол!


Это жизнь души: вихрь мыслей, чувств, представлений, не то чтобы плотских, но не под контролем духа. Итак, заявляю с этого дня, что я распознал нового врага — жизнь души не под контролем Духа Божьего. Мало того, что распознал его сейчас, но приходится сознаться, что этот враг мешает моему пребыванию в духе десять раз в день! Да еще как мешает! Главным образом потому, что это враг скрытый. Сначала и не замечаешь его и не спрашиваешь себя: «а хожу ли я сейчас в духе?», потому что считаешь, что ходишь; и только когда уже множество раз споткнешься об этот камень преткновения, тогда начинаешь мучиться, что вот опять плоть, опять грех. А в сущности, ни то, ни другое, но просто собственная многосторонняя жизнь души, которая находится в крайнем беспорядке, потому что Дух Божий ее не контролирует. А почему не контролирует? Во-первых, как контролировать то, чтосам не знаешь даже как по имени назвать? Во-вторых, ты не в оборонительной позиции, ты не сражаешься, не отражаешь и не наступаешь, — а Господь не ведет нас к исправлению и к совершенству без нашей на то воли.


Но враг распознан теперь, и сражаться уже легче. В молитве прошу Господа взять под Свой контроль эту беспорядочную жизнь души и таким образом научить меня ходить в духе. Не душа должна властвовать над духом, но дух над душой.


После молитвы читаю Библию, дух мой свободен и подчинен Духу Святому; дивные, глубокие истины вечной книги открываются с такой силой, что я не в силах больше продолжать. Слишком много хлеба в один раз! Хочется благодарить Бога и быть ближе и ближе к Нему; чтобы весь мир был ближе к Нему. До боли сознаешь, что мир не знает Христа, отдаляет от себя истинную жизнь и счастье. Поражает мысль, что пришедшие в мир по воле Бога не исполняют и не ищут исполнить Его волю. Поражает это как какая-то дисгармония, уродство, последствия которых не могут быть хорошими. Тогда вырывается молитва: «Вышли делателей на ниву Твою!» Эта молитва в духе. Думаете ли вы, что Бог ее не услышит? — О, если б мы не угашали духа! Мы угашаем его, не понимая этого. Угашаем, главным образом, беспорядочной жизнью души.


Но вот мы просим об исполнении Духом Святым, мы совершенно отдались Богу и по вере принимаем, что получили это исполнение. Что дальше? Положение теперь такое, что в духе нашем обитает и всецело распоряжается им Дух Святой, т.е. Он хочет нами всецело распоряжаться, потому что мы об этом просили. Но как Он может нами распоряжаться, если наши мысли, желания, чувства — не находятся под контролем нашего духа, но властвуют над ним? «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит.25:28). Разве достаточно отдать их только сегодня Богу? А завтра ведь я снова буду думать, чувствовать, желать, вспоминать. Думаете ли вы, что эта деятельность нашей души сразу и окончательно осветилась после того, как вы приняли по вере Духа Святого? Думаете ли вы, что для этого ваши личные усилия, ваша воля на каждый день не нужны? Но что же значит тогда: «да будут чресла ваши препоясаны» и притча о девах, которые не взяли с собой масла? Они думали, может быть, что масло само собой явится, если светильник зажжен у них в душе. Но масло не явилось, и они пропустили пришествие Христа. «Если мы живем духом (светильник в душе), то по духу и поступать должны» (смотреть, есть ли масло). Должны отражать все, что нападает на наш дух, причиняет ему тяжесть, угашает его. Отражать своей волей, употреблять оружие воина Христова.


Рассмотрим дальше день христианина. Я выхожу в столовую к завтраку. У прибора лежит письмо. Я вскрываю его. Оно от моих родственников, людей необращенных, наполнено разными «домашними» делами, заботами и пр. Сразу мои мысли и чувства затронуты им, я по небрежности не разбираюсь, какого они сорта, а потом совершенно забываю, что мои мысли и чувства ухе не имеют первенства во мне, и свободно отдаюсь им. И как следствие — душа моя делается взбудораженной, какая-то тяжесть на ней, мыслительная способность усиленно работает, стараясь разобраться в том, как я должен поступить согласно с полученными известиями. Тогда я вспоминаю об оружии.


Но, ах! как трудно бороться против душевного человека, когда дано ему уже первенство. Тем более, трудно бороться, что уже нет времени на молитву; нужно приниматься за ежедневную работу. И я иду в нее уже не как духовный человек, но как душевный. Следствие — нет полного мира в душе, беспокойство, тяжесть; душа заслонила дух. И непременно в этот день все начинает раздражать. Почему? — Я не «в духе» Не в том смысле «не в духе», как об этом обычно говорят, но в смысле библейском: я не живу «по духу», он заслонен беспорядочной, усиленной деятельностью души. А такая деятельность — самая благоприятная почва для того, кто ходит вокруг нас, как рыкающий лев. Конечно, я не поддаюсь ей. Еще мало зная о правильной битве с моими врагами, я все же умею обращаться к Богу и делаю это, может быть, чаще, чем в иной спокойный день. Дух мой, просветленный Духом Божьим, неспокоен. Заслоненный сильной деятельностью души, он все же не угашен (угашают его месяцы такой душевной и плотской жизни) и силится пробиться, взять верх.


Что делать? Ведь Христос — победитель; и меч борьбы нашей — Слово Божье. В свободную минутку обращаюсь к нему и нахожу там драгоценное обетование, что «ветхий наш человек распят с Ним» (Рим.6:6). Беспорядочная деятельность моей души, производящая это волнение и тяжесть, ничто иное, как часть этого ветхого человека. И я верой кладу ее на крест: «Господи, вот этот ветхий мой человек распят с Тобой, я не хочу его больше. Ты искупил меня от суетной жизни прошлых лет. Научи ходить по духу и побеждать. Возьми все мысли, желания и чувства, что не от Тебя Я отказываюсь от них и избираю Твой путь, путь новой жизни в Духе Твоем Святом». После молитвы душа перестает давить дух, заняв свойственное ей подчиненное положение, и Дух Святой может беспрепятственно работать, приводя в гармонию и жизнь души.


Что это я сделал сейчас? — Я произвел наступление на врага тем оружием, которое было при мне. Оно было при мне, и я мог победить: золотой шлем спасения, щит веры, меч Слова Божьего.


Через некоторое время мне звонят, кто-то пришел. Уже наученный горьким опытом, я прошу Бога взять наперед мои мысли и чувства под контроль Духа Святого. — Пришла женщина из очень бедной семьи. Что такое? Опять горе, надрывающие душу жалобы, нужда. Спрашиваю себя, в состоянии ли я сейчас материально помочь. Увы! в кошельке лишь два рубля, и один из них очень нужен мне. Женщине нужно, по крайней мере, 5 рублей. Нечем платить за молоко детям. Что делать? Даю ей рубль и утешаю как могу. Чувствую, что тяжесть ее души передается мне. «Но ведь так и нужно», — думаю я. Разве не сказано: «Плачьте с плачущими?» Она ушла, а я в омраченном состоянии духа. Не спрашиваю себя: почему, и имею ли право быть в нем, потому что думаю, что не могу не быть, что должен нести горе других. Забыть сразу об ее нужде как-то совестно, и вот тяжесть на душе усиливается. Через час иду навестить одного больного. Там опять столько горя, и его горе и боль накладывается на душу, и я мучаюсь этим. Вечером заболеваю от слишком сильных душевных переживаний. Размышляю в постели, что все это значит. Поражение вместо победы. Почему? Сначала вот та женщина, потом тот больной... но что я мог сделать? Как же не мучиться, когда они мучаются? Как тут разобрать: от души ли это, или от духа?


Беру меч — Слово Божье. Пробегаю быстро страницы, ища ключ. Но что это? — «Всегда радуйтесь», «не заботьтесь ни о чем», «да не смущается сердце ваше», или как хорошо сказано в английском Евангелии: «не давайте, смущаться вашему сердцу». Сравниваю эти три стиха: везде призыв к воле, к действию — «не давайте». А я давал. Ну-ка, что я должен защищать сейчас с мечом в руке? Свой дух, в котором обитает Дух Божий. Что нашло на него? — Тяжесть, мучения. Откуда они? — От полученных вестей. Через что эти вести дошли до меня? — Через мою мыслительную способность и чувства — опять, значит, деятельность души. А должна ли быть тяжесть на духе, должен ли он быть угнетенным? Нет, он должен быть чист и свободен, ибо в нем я имею общение с Богом и только тогда могу действительно помогать ближним, когда он свободен. Значит? — Значит, деятельность моей души была неправильной, и сатана воспользовался этим. Что же нужно было делать? — Предать Богу все, что я видел и слышал; если все это было чересчур сильно, то и молитва должна быть особенно горячей. Но после молитвы никакое душевное переживание уже не должно угнетать духа. — Этот новый урок глубоко запечатлевается во мне.


«Духа не угашайте» не только посторонними мыслями, но и никакой тяжестью. Тяжесть, беспокойство угашают дух. «Господи, научи быть свободным от всего, что угашает дух. Я положительно отвергаю все то, что угашает его. Я принадлежу Тебе для Твоей славы». Мир восстанавливается.


Что же это опять было? — Битва. Но в ней сначала было поражение, потому что я не распознал врага, приняв его за друга. Этот враг была ложная мысль, что я могу и даже должен мучиться. Какой это враг приходит как друг? Кто принимает вид ангела света? — Лукавый. Значит, нападение было от него. А как пришла победа? — Она пришла, когда я обнажил меч — Слово Божье, закрыв себя щитом — доверием к Нему. Сразу и второй глубокий духовный урок на практике: сатана обманывает детей Божьих. И новая молитва: «Господи! во имя Твое я отвергаю ложные мысли и действия, я не хочу исполнять желания сатаны, но избираю Твою волю».


Думаете ли вы, что та власть над князем мира сего и материальным миром, которую Христос обещает Своим ученикам, может быть дана нам, если Дух Святой не обладает нами всецело, всеми способностями нашего «я»? «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой»,— сказал Иисус Христос, но смотрите, какое предостережение в притче о десяти девах, а также в словах: «да будут чресла ваши препоясаны». Препоясываются ведь каждый день заново. А в ту ночь, единственную в истории ночь великой борьбы и великой победы, что сказал Христос ученикам? «Бодрствуйте и молитесь... дух бодр».«Ходите по духу», — говорит апостол Павел. В этом непрестанном хождении по духу, в этой борьбе против всего, что нападает на него, великое средство истинного пробуждения.


Недавно меня поразила мысль: как важно изучать законы духа! Ведь изучаем же мы законы плоти и материи, составляем лекарства, лечим людей. Предполагается, что в здоровом теле и здоровый дух. Но как часто все наше существо расшатывается и делается негодным для работы именно потому, что нарушена гармония между духом и душой. Если можно лечить, начиная снизу, с тела, то тем более возможно, начав сверху. Человек начинает снизу только потому, что этот путь понятнее для него, как рожденного от земли. Но раз мы кое-что знаем о «рождении свыше», то можем начинать всегда свыше, всегда от Духа Божьего. Если Дух Божий озарит сначала наш дух, он может озарить затем и душу, сделать ее крепкой, нормальной, а затем и бедную, исстрадавшуюся земную оболочку. «Преображенное тело». Мы и о нем кое-что знаем из Евангелия.


Будем же беречь наш дух. Ибо только «жизнь по духу» приводит все наше существо в гармонию, когда мы побеждаем и за себя и за других. Тогда только мы получаем власть, так как приобщаемся уже постоянно к Великому Источнику жизни и силы, ко Христу, вкушая от Него постоянно, живя Им. Разве этого недостаточно, чтобы от нас потекли реки воды живой, чтобы дождь пролился в пустыне?! «Живите по духу». Боритесь и побеждайте каждый за себя, никогда не унывая, так как наше нормальное состояние — не спокойная безгрешность и неделание, но, может быть, тернистый путь шаг за шагом в Духе Святом и в полном вооружении к встрече со Христом. Так идут воины Христовы. «Побеждающий наследует все».

Елисей Светлый


Copyrights© 2017 All Rights Reserved by Vestnik Istiny®