« Обратно к выбору



1985 № 4

Как нужно молиться



В 6-й главе послания к Ефесянам, в 18-м стихе читаем слова, которые с поразительной силой отражают важность молитвы: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».


Благоговейно вдумываясь в значение этих слов, рассудительное дитя Божье вынуждено будет сказать: «Я должен молиться, молиться и молиться. Я должен вложить все свои силы и все свое сердце в молитву. Что бы я ни делал — я должен молиться».


Обратите внимание на выражения: «всякою молитвою», «во всякое время», «со всяким постоянством» (настойчивостью), «о всех святых». Заметьте, какие сильные выражения употребляет Апостол Павел в приведенном тексте: «старайтесь о сем самом», или, переводя точнее: «будьте неусыпны в этом».


Он знал природную человеческую леность к молитве. Как редко мы молимся о чем-нибудь до конца, так сказать, до ответа! Как часто церковь и отдельные души подходят к самому краю готовящегося благословения и тут, как неверный раб, ослабевают, засыпают, перестают молиться. Я желал бы, чтобы эти слова: «бодрствовать в молитве» неизгладимо запечатлелись в нашем сердце.


Но почему именно эта постоянная, настойчивая, неусыпная, превозмогающая молитва так необходима?


1. Прежде всего потому, что есть сатана. Он лукав, могуществен, он никогда не успокаивается, он постоянно замышляет привести к падению чадо Божье, и, если мы ослабеваем в молитве, сатана уловляет нас в свои сети.


В 12-м стихе читаем: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».


Потом идет 13-й стих: «Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять». Затем следует описание духовного всеоружия христианина, в которое мы должны облечься, чтобы противостать диаволу и его могучим козням.


В 18-м стихе Апостол Павел говорит, что ко всему этому мы должны присоединить молитву — постоянную, настойчивую, неутомимую, неусыпную, молитву в Духе Святом, иначе, все остальное будет бесполезно.


2. Вторая побудительная причина к постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитве заключается в том, что это путь, предназначенный Богом для получения всякого рода даров. Истинная причина всякого недостатка в нашем опыте, в нашей жизни и работе — это небрежное отношение к молитве.


Апостол Иаков указывает на это очень ясно во 2-м стихе 4-й главы своего послания: «Не имеете, потому что не просите».


—Почему,—спрашивают многие из христиан,—я так плохо подвигаюсь в моей христианской жизни?


— Небрежное отношение к молитве.


— Почему, — спрашивают многие проповедники.—я вижу так мало плода от своих трудов?


Опять Бог говорит: «Небрежное отношение к молитве. Не имеете, потому что не просите».


— Почему, — спрашивают сегодня многие пастыри,—Церковь Христова мало преуспевает в борьбе с неверием и заблуждением, с грехом и привязанностью ко всему мирскому?


Еще раз мы слышим ответ Божий: «Небрежное отношение к молитве».


3. Третья побудительная причина к такой постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитве заключается в том, что в лице Апостолов, которые смотрели на молитву как на самое важное дело своей жизни, мы имеем яркий образец того, каким Бог желает видеть каждого из нас.


Когда возраставшие заботы о нуждах церкви стали отягощать Апостолов, они, «созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».


Из того, что Апостол Павел писал церквам и отдельным лицам в отношении молитвы, ясно, что он очень много времени, сил и внимания отдавал этому святому делу (Рим. 1,9; Еф. 1,15-16; Кол.1,9; 1Фес.З,10; 2Тим.1,3).


Все великие мужи Божьи были людьми молитвы. Они во многом отличались друг от друга, но отношение к молитве у них было одинаковым.


4. Но есть еще более важная причина, побуждающая нас к постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитве. Она заключается в том, что молитва занимала очень важное место в земной жизни нашего Господа.


В 1-й главе 35-м стихе Евангелия Марка мы читаем: «А утром, встав весьма pано, вышел и удалился в пустынное место, а там молился». Накануне день был очень занятый и беспокойный, но Иисус сократил часы необходимого снa, чтобы встать рано и предаться еще более необходимой молитве.


В Евангелии Луки (6,12) мы находим еще такие слова: «В тe дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу». Спаситель наш находил необходимым посвящать молитве и целую ночь.


Иисус Христос отдавал много времени и сил молитве. Те христиане, которые не стремятся проводить время в молитве, не могут быть истинными последователями Иисуса Христа.


5. Есть и другая причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы. Она является еще более важной, чем все другие причины, и заключается в том, что дело ходатайства не оставлено Христом и после Его воскресения и вознесения на небо.


Служение Христа не закончилось с Его смертью. Тогда завершено было только дело искупления, но когда Он воскрес и вознесся одесную Отца, — начал другое служение, настолько же важное для нас, как и дело искупления. Оно не может быть отделено от искупительной жертвы; оно покоится на ней, как на фундаменте, и оно необходимо для нашего полного совершенного спасения.


В чем заключается это великое дело, которым Он доводит наше спасение до совершенства? Мы читаем в 25-м стихе 7 гл. посл. к Евреям: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Этот стих говорит нам, что Иисус силен спасать нас до конца, в полной мере, до полного совершенства, потому что Он не только умер, но и «всегда жив». Стих этот напоминает нам также для какой цели Он ныне живет: чтобы ходатайствовать за нас, чтобы молиться.


Ту же мысль мы находим в замечательном, торжествующем слове Ап. Павла к Рим. 8, 34: «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».


Поэтому, если мы желаем иметь общение с Иисусом Христом в Его нынешнем труде, то должны посвящать много времени молитве. Я не помню, чтобы что-нибудь иное привело меня к такому сознанию важности молитвы во всякое время, как та мысль, что это и теперь составляет главное занятие моего воскресшего Господа. Я хочу иметь общение с Ним и для этой цели просил Отца, чтобы прежде всего Он сделал меня ходатаем, чтобы сделал меня человеком, умеющим молиться и проводящим много времени в молитве.


Служение ходатайства за других— это чудное и непревзойденное служение, и мы все можем в нем участвовать. Верующие, которые по болезни не могут бывать на собраниях, могут участвовать в нем; занятая мать семейства также может с повседневным трудом совмещать свои молитвы и о своем семействе, и о святых, и о неспасенных, и о миссионерах в чужих краях. Но, конечно, если мы хотим поддерживать дух непрестанной молитвы, то должны уделять много времени для уединенной молитвы за закрытой дверью своей комнаты.


6. Шестая причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы заключается в том, что она назначена Богом как средство для получения милости и благодати во время нужды.


16-й стих 4-й главы посл. к Евреям — один из самых простых и, вместе с тем, самых сладостных стихов Библии: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Слова эти ясно указывают на то, что Бог назначил путь, которым нам надлежит искать и получать милость и благодать. Путь этот — молитва, т. е. доверчивое, откровенное приближение к престолу благодати, к священнейшему месту присутствия Божьего, куда сострадающий нам Первосвященник, Иисус Христос, вошел ради нас (ст. 14 и 15).


Милость — это то, в чем мы нуждаемся ; благодать — это то, что мы должны иметь, иначе вся наша жизнь и все усилия ни к чему не приведут. Молитва же — путь к их достижению. Нам даруется безграничная Божья благодать, и мы можем принять ее только молитвой. О, если бы мы могли себе представить всю полноту благодати Божьей, о которой стоит только попросить, чтобы получить! Если бы мы могли представить себе всю ее высоту, глубину, широту и долготу, — я уверен, мы проводили бы больше времени в молитве. Количество благодати, которое мы усваиваем, определяется количеством наших молитв.


Найдется ли среди нас тот, кто не чувствовал бы, что нуждается в большей благодати? В таком случае, пусть он просит об этом. Будьте постоянны и настойчивы в своем прошении. Будьте неотступны и неутомимы в своем прошении. Бог радуется, видя нашу неотступность, потому что это свидетельствует о нашей вере в Него. И по вере нашей и неустанной молитве Он встанет и даст нам сколько бы мы ни попросили (Лук. 11, 8). Какие крошечные ручейки милости и благодати получают некоторые из нас, тогда как мы могли бы иметь реки, выступающие из берегов!


7. Следующая причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы заключается в том, что молитва во имя Иисуса Христа есть путь, указанный Самим Иисусом Христом Своим ученикам для получения полноты радости.


Он высказывает это просто и прекрасно в 24 ст. 16 гл. Евангелия от Иоанна: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна», т. е. полная. Есть ли кто-нибудь из нас, кто не желал, чтобы его радость была полная? Так вот средство для достижения этой полноты — молитва во имя Иисуса. Многие из нас встречали людей, которые переполнены радостью. Она течет у них через край, изливается из уст, они словно заряжены радостью. Такие люди много времени проводят в молитве.


Почему искренняя молитва во имя Христа приносит такую полноту радости? Отчасти потому, что мы получаем просимое нами. Но это не единственная причина. Самое главное в том, что молитва делает Бога действительным, ощутимым. Когда мы просим у Бога чего-нибудь определенного и Бог это дает, каким близким Он становится нам! В какой безмерной любви открывается нам! Как благословенно иметь такого Бога, Который является самой действительностью, а не одной только идеей. Помню, как однажды я неожиданно и серьезно заболел, был один в своем кабинете. Я пал на колени и воззвал к Господу о помощи. Сейчас же всякая боль исчезла и я стал совершенно здоров. Казалось, будто Господь стоял тут же рядом со мной, что Он только протянул руку и коснулся меня. Радость исцеления была не так велика, как радость встретить Бога лицом к лицу.


Нет большей радости на небе и на земле, как радость общения с Богом, а молитва во имя Иисуса приводит нас в это общение с Ним. Псалмопевец, конечно, говорил не о будущем блаженстве только, но и о блаженстве в настоящее время, когда сказал: «Полнота радостей пред лицом Твоим» (Пс. 15,11). О, как невыразима радость тех минут, когда в наших молитвах мы ощущаем присутствие Бога!


Но может быть, кто-нибудь скажет на это: «Я никогда не испытывал такой радости в молитве»?


Но много ли вы уделяете времени для молитвы, чтобы действительно проникнуть в присутствие Божье? Во время молитвы отдаетесь ли ей вполне?


8. Восьмая причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы заключается в том, что при всякой заботе, всяком беспокойстве и всякой житейской нужде молитва с благодарением есть средство, назначенное Господом для получения свободы от всяких забот и приобретения того божественного мира, который превосходит всякое разумение.


«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4,6—7). Для многих это кажется чудной, но недостижимой для обыкновенных смертных людей картиной. Но этот стих говорит, что такого рода жизнь может быть достигнута всяким чадом Божьим. «Не заботьтесь ни о чем», или, как говорится в исправленном переводе английской Библии, «не беспокойтесь ни о чем». Остальная часть стиха объясняет как это достичь. И это очень просто: «но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Что может быть яснее или проще этого? Только сохраняйте себя в постоянном соприкосновении с Богом и,когда встретится какая-нибудь забота или трудности, большие или маленькие, говорите Ему об этом, никогда не забывая приносить благодарение за то, что Он уже сделал. Каков же будет результат? «Мир Божий, который превыше всякого ума, сохранит сердца и помышления ваши во Христе Иисусе».


Это чудно и так же просто, как чудно. Слава Господу, многие испытывают это на деле. Знаете ли вы кого-нибудь, кто находится постоянно в ясном, спокойном настроении духа? Может быть, он очень неспокойный человек по природному складу характера, но заботы, и столкновения, и неудачи, и лишения могут сыпаться на него со всех сторон, а мир Божий, который превыше всякого ума, сохраняет его сердце и мысли во Христе Иисусе.


Многие из нас встречали таких людей. Как они достигли этого? — Молитвой. Только молитвой, —и все. Те люди, которые знают глубокий мир Божий, неизмеримый мир, превосходящий всякое разумение, — это люди много молящиеся.


Некоторые из нас допускают суете жизни вытеснить молитву, и какая потеря времени, энергии и силы постигает нас! Одна ночь, проведенная в молитве, спасет нас от многих бессонных ночей. Время, проведенное в молитве, не потерянное время.


9. Девятая причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы заключается в том, что это Самим Богом уготованный путь для получения Святого Духа.


В отношении этого Слово Божье говорит очень ясно. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11, 13). И в настоящее время находятся даже хорошие люди, которые говорят нам: «Вы не должны молиться о Духе Святом». Но можно ли пренебрегать ясными уверениями Иисуса Христа: «...тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него»?


Однажды, когда я собирался проповедовать о крещении Духом Святым, ко мне подошел один брат и сказал:


—Только смотрите, непременно скажите им, чтобы они не молились о Духе Святом.


— Этого я никак не скажу, потому что Иисус говорит: «тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».


— О, да!— возразил он. — Но это было сказано до дня Пятидесятницы.


— Что вы скажете о 31-м стихе 4-й главы Деяний? Было ли это до Пятидесятницы или после?


— Конечно, — после.


—Пожалуйста, прочтите.


«...Которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого».


Он ничего не возразил. Да и что мог он ответить? Из Слова Божьего ясно как день, что и до Пятидесятницы и после первое крещение и последующие исполнения Духом Святым были получены в ответ на определенную молитву.


Многие, без сомнения, получили Духа Святого тогда, когда отдали себя Господу, не имея иногда даже времени помолиться. Но как много есть и таких, которые знают, что первое их исполнение Духом Святым произошло в то время, когда они стояли на коленях перед Богом.


Если бы мы только проводили больше времени в молитве, в нашем труде была бы большая полнота силы Духа Святого.


Многие и многие когда-то, бесспорно, начав в силе Святого Духа, теперь потрясают воздух пустыми возгласами,—и это только потому, что они допустили разным предметам вытеснить молитву. Мы должны проводить много времени на коленях перед Богом, если хотим продолжать служение в силе Духа Святого.


10. Десятая причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы заключается в том, что такая молитва есть указанное Христом средство для того, чтобы сердца наши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день возвращения Христа не застал нас внезапно, «ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лук. 21, 34—36). Согласно этому стиху есть только одно средство быть готовыми к пришествию нашего Господа, а именно — много молиться.


Второе пришествие Иисуса Христа — вопрос, возбуждающий много интереса и споров в наши дни. Но быть заинтересованным возвращением Господа и много говорить об этом — одно, а быть приготовленным к чему — совершенно другое. Мы живем в такое время и в таких условиях, которые постоянно отвлекают нас от мысли быть готовыми к пришествию Христа. Мир стремится стащить час вниз своими удовольствиями, наслаждениями и заботами. И есть только одно средство с торжеством подняться выше всего этого — постоянное бодрствование в молитве. Человек, который мало времени проводит в молитве, который не постоянен и не настойчив в молитве, не будет готов встретить Господа, когда Он придет. Но мы можем быть гoтовыми. Как? Молитесь, молитесь, молитесь!


11. Есть еще одна причина для постоянной, настойчивой, неусыпной, превозмогающей молитвы, и чрезвычайно важная: это то, что в состоянии совершить молитва. Истинная молитва и изучение Слова Божьего, как ничто другое, содействуют нашему духовному росту.


Посредством молитвы выявляется мой грех, мой самый скрытый грех. Когда я преклоняю колени и прошу: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138,23—24), — Бог посылает проницающие лучи Своего света в самые сокровенные тайники моего сердца и грехи, которых я никогда не подозревал, выходят наружу, В ответ на молитву Бог омывает меня от всех беззаконий, очищает от греха (Пс. 50,4). В ответ на молитву глаза мои открываются, чтобы видеть чудеса Слова Божьего (Пс. 118, 18). В ответ на молитву я получаю мудрость, чтобы знать путь Божий (Иак. 1, 5), и силу, чтобы идти этим путем. Когда я встречаюсь с Богом в молитве и взираю на Его лицо, я гам преображаюсь в Его образ от славы в славу (2 Кор. 3, 18). Каждый день истинной молитвенной жизни делает меня более и более подобным моему чудному Господу.


Джон Уэльс был одним из самых преданных молитве людей, когда-либо живших в этом мире. Он считал день плохо проведенным, если не мог провести семь или восемь часов наедине с Богом в молитве и изучении Его Слова. Один человек после его смерти сказал: «В нем ясно был виден образ Христа».


Каким же путем он достиг того, что был подобен своему Господу?


Его молитвенная жизнь объясняет эту тайну.


Молитва вносит силу в наш труд.


Если мы желаем иметь силу для какого бы то ни было дела, к которому Бог нас призывает, будь это проповедь, учительство, личный труд или воспитание наших детей,— мы можем получить ее усердной молитвой.


Ко мне как-то пришла в отчаянии женщина с маленьким, совершенно неисправимым мальчиком, и сказала: «Что мне делать с ним?»


Я спросил, ставила ли она обращение своего сына к Богу и его характер предметом определенной, ожидающей ответа молитвы. Она отвечала, что не молилась достаточно определенно в этом отношении. С этого же дня она начала усердно молиться и в ребенке сразу стала заметна перемена, а когда он подрос, стал христианином.


Сколько родителей воспитывают детей месяцы и годы и не видят действительных плодов своего труда, и лишь научившись секрету ходатайства и усердному заступничеству перед Богом, видят, как они один за другим обращаются ко Христу! Сколько плохих проповедников стало могучим орудием Божьим только благодаря тому, что, перестав полагаться на собственные способности в дары, предавали себя Богу, чтобы ожидать от Него силы, которая нисходит свыше!


Ливингстон провел ночь в молитве к Богу с друзьями-единомышленниками, и когда он на другой день говорил проповедь,—пятьсот человек обратилось к Господу.


Через молитвы обращаются другие.


В этом мире мало людей обращенных без содействия чьих-либо молитв. Я прежде думал, что ни один человек не был причастен к делу моего обращения, потому что я обратился не в церкви и не в воскресной школе и не после личной беседы с кем-нибудь. Я проснулся среди ночи — и обратился. Насколько могу припомнить, я нисколько не думал об обращении или о чем-либо подобном, когда ложился в постель и засыпал; но среди ночи я пробудился, и обращение мое совершилось в какие-нибудь пять минут. За несколько минут перед тем я был совсем близок к вечной погибели. Одна нога моя была занесена над пропастью, и я силился занести и другую. Повторяю: я думал, что ни один человек не был к этому причастен, но я забыл о молитвах матери, а впоследствии узнал, что и один из моих школьных товарищей, любя меня, решил молиться обо мне до тех пор, пока я не буду спасен.


Молитва часто бывает действенна там, где все другие средства оказываются бесполезными.


Моника, мать Св. Августина, тщетно упрашивала своего сына оставить греховную жизнь, и только ее молитвы к Богу превозмогли: беспутный юноша стал великим человеком Божьим.


Благодаря превозмогающей молитве самые ожесточенные враги Евангелия обращались в его самых доблестных защитников, величайшие грешники становились вернейшими сынами Божьими и самые опустившиеся женщины—самыми чистыми, святыми.


О, как велика сила молитвы! Она способна проникать до самого дна человеческого падения, где всякая надежда кажется тщетной, и поднимать людей вверх, к общению с Богом и к уподоблению Ему во всех случаях жизни. Это просто удивительно! Как мало мы ценим это дивное оружие!


Молитва низводит благословение на церковь.


История церкви всегда была историей всяких трудностей, которые приходилось преодолевать. Сатана ненавидит церковь и старается всякими способами затормозить ее поступательное развитие: то лжеучением, то разделениями или внутренним осквернением жизни. Но с молитвой можно выйти победителем отовсюду. Молитва искоренит ересь, уничтожит недоразумение, устранит зависть и вражду, изгладит безнравственность и вольет могучей волной оживляющую благодать Божью. История церкви служит доказательством этому. В самые мрачные минуты, когда участь местных церквей (а иногда и христианства) казалась безнадежной, верующие — христиане я христианки — собирались и взывали к Богу и получали ответ. Так было во дни Нокса, так было во дни Уэслея, так было во дни Эдвардса и Брэнерда, так было во дни великого духовного пробуждения 1857 года в Америке, так было и в 1859 году в Ирландии, —так оно будет и в мои, и ваши дни.


Сатана выстроил уже все свои силы и высоко поднимает голову. Мир, плоть и сатана справляют широкое празднество. Наше время—мрачное время, но теперь «время Господу действовать: закон Твой разорили» (Пс. 118, 126). И Он готовится действовать, и теперь Он прислушивается к голосу молитвы. Услышит ли Он ее? Услышит ли Он ее от вас? Услышит ли Он ее от церкви? Я верю, что услышит.

Др. Р. А. Торрей

Copyrights© 2017 All Rights Reserved by Vestnik Istiny®